В случае с Сергеем Щукиным стоит перефразировать знаменитое выражение: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Прежде всего коллекционер знаменит своим собранием французской модернистской живописи. А потому мы ожидаем, что его библиотека будет наполнена книгами об искусстве, ведь именно Щукину удалось сделать потрясающие открытия в мире современного ему искусства и разглядеть потенциал многих художников, в числе которых Анри Матисс, — значит, коллекционер непременно должен был много читать именно об искусстве. Но оказалось, что две трети его библиотеки составляют совсем другие книги — о древностях. Удивиться предстоит многократно.
Композиция выставки отчасти повторяет дом коллекционера: здесь реконструируют сочетания произведений искусства, опираясь на дореволюционные фотографии интерьеров особняка. Каждый зал посвящен определенной теме, интересующей коллекционера, или, точнее сказать, коллекционеров.
Несправедливо будет говорить исключительно об одном Сергее Щукине. В названии выставки намеренно упоминают лишь фамилию, без имени, ведь его братья тоже увлекались искусством и коллекционированием. У каждого были свои «профильные специализации»: знатоком старых мастеров был Дмитрий, Востоку отдавал предпочтение Петр, Испанию обожал Иван. И все они внесли свою лепту в богатое собрание. Итак, отправляемся в гости к Щукиным.
Но сначала приоткроем завесу тайн души самого Сергея Щукина. И в счастливые, и в трагические моменты он путешествовал по Египту. Его поездки туда совпадают как со счастливыми моментами, так и с тяжкими впечатлениями — смертью сына и жены. В Египте он начинает писать свой дневник и отправлять родственникам открытки, которые кажутся беззаботными, но за ними стоит совсем другое. Коллекция открыток представлена среди экспонатов, а также впервые расшифрован и опубликован его дневник без купюр — с ним можно ознакомиться здесь же.
Известны воспоминания Анри Матисса, который говорил, что Щукин в Париже часто бывал в Лувре, где непременно посещал египетские залы. Действительно, интерес коллекционера к артефактам из Египта был велик. Красоты он покупал и в парижских лавках, и, конечно же, в Египте. В качестве «рифмы» в египетском зале представлены две работы: Поль Гоген, «Ее звали Вайраумати», и Пабло Пикассо, эскиз картины «Дружба (II)».
Прогулка по дому продолжается «на Восток»: здесь попытались восстановить то, как произведения соседствовали друг с другом в доме Щукина, равно как и в следующем зале, который посвящен старой живописи, где в том числе представлены работы итальянских и нидерландских мастеров.
Очередным сюрпризом станет зал с православными иконами, которые связаны с именем Анри Матисса. В 1911 году французский художник посетил Москву — здесь ему довелось познакомиться с русским искусством, и с иконописью в частности. Впечатление неизгладимое — оно непременно отразилось на его последующем творчестве. Но этому Матисс обязан Сергею Щукину, который был его самым крупным заказчиком и другом. Во время поездки в Россию родилась «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Но по возвращении во Францию художник переосмыслил тему мастерской через призму московских и новгородских икон — так появилась «Красная мастерская».
Коллекцию Щукиных собирали по крупицам по всей России. После национализации собрания часть произведений была передана в самые разные музеи, в том числе региональные. Поэтому пришлось проделать поисковую работу, чтобы обнаружить «неизвестного» Щукина, который по мелким кусочкам разлетелся в разные города. Например, картину «Женщина в саду» Виктора Борисова-Мусатова обнаружили в Архангельске. Кстати, тоже непростой экспонат: единственная картина отечественного художника, чье присутствие в собрании Щукина подтверждено документально. Возможно, были и другие работы, но на данный момент доказательств тому не обнаружено. Из Дагестана «прискакала» скульптура Евгения Лансере «Джигитовка», которая находилась в передней особняка Щукиных.