Небольшую, но яркую экспозицию представили в "Нехорошей квартире" Булгакова. Казалось бы, почему о Бабеле вспоминают именно здесь?
Оснований объединить двух писателей в одном пространстве несколько. Во-первых, известность пришла к обоим в одно время и благодаря произведениям, посвященным Гражданской войне. У Булгакова это роман “Белая гвардия”, из которого позднее выросла пьеса “Дни Турбиных”, а у Бабеля это “Конармия”. Во-вторых, оба не умели писать скучно. По словам старшего научного сотрудника музея Марии Мишуровской, “наследники традиции Гоголя использовали вместо морали иронию, вместо психологизма и бытописи прибегали к сложному сюжету и острой фабуле, комическое объединяли с трагическим”.
Бабель и Булгаков “тусовались” в одних компаниях – редакция газеты “Гудок”, знакомство с Владимиром Маяковским, покровительство Максима Горького, но документальных свидетельств, подтверждающих встречи Булгакова с Бабелем, нет.
“В год 130-летия со дня рождения мастера новеллы Исаака Бабеля мы решили организовать встречу двух писателей в пространстве "нехорошей квартиры", открыв выставку “Свой Париж. Бабель & Булгаков”, — поясняет Мария Мишуровская, — она расположилась в комнате “Редакция”, в постоянной экспозиции которой — подлинная мебель из редакционной конторы газеты “Гудок”.
Булгаков в Париже никогда не был, но многократно обращался к образу столицы Франции в своих произведениях – “Записки на манжетах”, “Записки покойника”, “Бег” и в других. А Бабель посещал город не раз. Поэтому рандеву литераторов было решено “организовать” именно в Париже, атмосферу которого здесь воссоздают через уникальные, эксклюзивные экспонаты – фотографии, которые были сделаны, вероятно, самим Исааком Бабелем.
Выставку можно смотреть, начиная с любого экспоната: у нее нет хронологии и сюжета. Однако смысловым центром является небольшая коллекция миниатюрных фотографий, на которых изображены парижские улочки. Кадры подписаны рукой самого Бабеля – это несомненно, а вот его авторство как фотографа еще предстоит подтвердить.
Случайную, но ценную находку сделала Мария Мишуровская, которая занимается научным описанием архивов и собраний, которые поступают в фонд Музея Михаила Булгакова. Свое дело сделала теория рукопожатий: биограф Булгакова Мариэтта Чудакова, чей архив и разбирала сотрудник музея, была знакома со скульптором Ильей Слонимом, чьи родители, в свою очередь, тесно дружили с Бабелем. Им он неоднократно отправлял письма из зарубежных поездок. Среди прочей корреспонденции обнаружилась и коллекция фотографий Парижа, каким его видел писатель.