- Всеволод Николаевич, в чем сегодня актуальность пьесы Полякова? Что в ней лично для вас главное? Что так зацепило, что вы не только приняли ее к постановке, но и сыграете главную роль?
- Главное в драматургии Полякова - это психология человека сегодняшнего дня. Но при этом автор не забывает прошлого и истории нашей страны. В ситуации, когда человек находится в критическом состоянии, когда его жизнь, как говорится, висит на волоске, его задача все равно оставаться… человеком. И Поляков эту задачу воплощает в характере моего героя.
- Ваш герой в ожидании сердца, ну то есть донорского органа. Не опасно примерять такую ситуацию на себя? Вы не суеверный?
- Понимаете, наше актерское ремесло, особенно если это старая школа Московского Художественного театра заключается в том, чтобы ты, играя определенную роль, полностью входил в тот мир, в котором существует твой герой. Отношение к государству, к людям, к любви, к товариществу, к предательству. Вот, к примеру, такой артист, один из создателей Художественного театра Леонид Миронович Леонидов, играл Дмитрия Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы». И когда из-за кулис зритель слышал, не видя, его реплику: «Узко», а в этот момент на него там надевали смирительную рубашку, в зале люди падали в обморок. Вот что такое войти в природу органики Дмитрия Карамазова. А в жизни Леонид Миронович был совсем другим человеком. А я сам суеверный. Но не в профессии.
- Роли пограничного характера прежде были в вашей биографии - в театре или в кино?
- Были. Кадрусс в фильме «Узник замка Иф» или допустим, абсолютно противоположная роль адмирала Жукова в фильме «Подвиг Одессы». Там есть эпизод, когда во время совещания, за спиной Жукова рушится стена. Но Жуков, не останавливаясь, говорит: «Всем сидеть на месте, продолжаем совещание».
- Вы относитесь к той категории артистов, которые любую драматургию переделают под себя ради создания образа, и автора могут не спрашивать. Как на этом спектакле было?
- Я всегда адвокат своего образа. Тогда самые отрицательные мои персонажи, негодяи вызывают у зрителя неоднозначные реакции. Например, в фильме «Интердевочка»: человек, у которого двое маленьких детей, больная жена, сам очень болен, вдруг получает возможность от женщины, которую он совсем не знает, взять три тысячи долларов. А она, на минуточку, его дочь. Так он, скажите мне, плохой или хороший? Для неё и для зрителя вначале их встречи он, разумеется. очень плохой, а когда зритель понимает, что он это делает для спасения своей большой и бедной семьи, то зритель его начинает оправдывать. Вот в спектакле «В ожидании сердца» человек, по сути, прожив жизнь, совершает поступок, который определяет его грандиозную личность.
- Вопрос не о премьерном спектакле. Вы не просто худрук, но и играющий тренер, то есть весь день вы в работе, вечером - на сцене. Откуда берете энергию, чем подпитываетесь?
- Если ты любишь свое ремесло, которому служишь всю жизнь, больше в жизни ничего не надо, никакого допинга. Я, к моему счастью, собрал тех учеников, которые по-настоящему чувствуют школу старого Художественного театра. Они уже не ученики, а талантливые мои коллеги. И я думаю, что это будущие большие мастера.
- Последний вопрос. Начало сезона - каких премьер ждать в вашем театре, и получит ли новые роли артист Шиловский? Если да, то какие?
- По «блату» артист Шиловский обязательно получит ещё хотя бы одну роль. Об остальных ролях и премьерах никогда нельзя говорить заранее - это наше суеверие, одно из. Но скажу, что и премьеры, и роли ещё обязательно будут.