Ничего подобного пока в Петербурге нет. Покупаешь билет онлайн, быстро проходишь в назначенное время. Разве что цены взлетели невероятно. Поход семьей для туристов из других городов вылетает в копеечку. Живая очередь небольшая и стоять в ней не придется.
На родине Карла Брюллова представлено более 300 произведений, которые теперь хранятся в разных городах и даже странах. Многие хорошо знакомы посетителям. Хитов, раз уж мы употребляем слово «блокбастер», предостаточно. Повышенный интерес вызывает не только собрание живописных, но и графических работ, акварели из собрания Русского музея. Они выставлены в небольшом зале, как будто проходном, но в нем-то как раз многие посетители надолго задерживаются.
В экспозицию включены произведения из 26 российских музеев. Среди них - Третьяковка, Эрмитаж, музеи Академии художеств и А.С. Пушкина, «Царское село», художественные музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Воронежа, Иванова, Татарстана. Есть работы из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы, кое-что из зарубежных коллекций неназванных авторов.
Брюллов был великолепным портретистом, и на выставке представлены самые известные его работы - «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет сестер Шишмаревых» (1839), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1842), «Всадница», на которой изображена Юлия Самойлова (1832).
Но помимо эффектных, а иногда экзотических портретов прекрасных дам, есть великолепная мужская галерея – Василий Жуковский, портрет которого предназначался для выкупа из крепостных Тараса Шевченко, художника Василия Тропинина, поэта и драматурга Нестора Кукольника, поэта и чиновника Министерства иностранных дел Ивана Бека, родного брата Александра.
У портрета баснописца Ивана Крылова из собрания Третьяковской галереи с так называемой мертвой рукой посетители останавливаются надолго. Их привлекает именно эта чужеродная и странная рука, несоответствующая общему облику. Молодой экскурсовод добавляет интереса своим рассказом. Брюллов не успел написать руку баснописца, хотя спешил завершить работу за один сеанс. Крылов тогда пошутил, что художник сможет это сделать после его смерти. Как в воду глядел. Руку действительно пришлось дописывать уже после смерти Крылова. Специально для Брюллова с нее был сделан посмертный слепок. Но дописал ее не он, а ученик Фаддей Горецкий. Портрет был завершен спустя десять лет.
Отдельно представлены акварели и рисунки (среди них - «Портрет графини О.П. Ферзен на ослике», «Сон монашенки», «Сон бабушки и внучки», «Турчанка. Этюд»). В этом зале посетителей предупреждают о том, что уровень освещенности составляет 50 люкс, и это необходимо для обеспечения сохранности хрупких графических произведений.
Есть итальянский раздел, где представлены, например, «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Обе работы относятся к 1827 году. В 1822 году Карл Брюллов впервые вместе с братом Александром отправился на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. В итоге он прожил там 13 лет и создал свой шедевр «Последний день Помпеи», который впервые представили после реставрации. Это первое, что видят посетители «Великого Карла», словно поднявшись по узкому коридору, как если бы они спускались в египетскую пирамиду.
Помпеи Брюллов впервые посетил в 1827 году. Тогда и возник замысел картины. В 1833 году работа была завершена и представлена в Риме и Милане. В 1834-м она получила золотую медаль в Салоне в Париже, после чего на корабле была доставлена в Петербург.
Предыдущая реставрация проводилась в 1995 году. Теперь пришлось ликвидировать 50 прорывов, восстановить истонченные участки поверхности, удалить записи, которые их скрывали, покрыть полотно лаком, чтобы предохранить авторский слой и достичь определенного оптического эффекта.
В Италии Брюллов и умер в 1851 году, поехал туда поправлять здоровье после работы над росписью главного купола Исаакиевского собора. Похоронен художник на римском кладбище Монте Тестаччо.
Религиозная живопись занимает на выставке отдельное пространство. Это фрагмент росписи большого купола Исаакиевского собора, «Святой Николай Мирликийский с ангелами» - его приходится рассматривать, словно с балкона, так что внизу оказывается нижняя часть гигантского произведения. Впервые за сто лет в России выставлен запрестольный образ «Христос во гробе» (1846), написанный для домашней церкви графа Николая Адлерберга. Он выставлен во полумраке небольшого зала, напоминающего церковный придел.
Еще одно грандиозное полотно - «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843) из собрания Третьяковки. Оно так и осталась незаконченным, поскольку в 1847 году Брюллов тяжело заболел.
Особый интерес вызывают у посетителей выставки двойные и тройные портреты. Например, три кучно развешанных автопортрета Брюллова из собраний Русского музея, Третьяковки и частной коллекции. Вроде бы они похожи как три капли воды, но пытливые зрители подолгу их рассматривают, находят отличия. Автопортрет из Третьяковке был написан буквально за два часа. Брюллов тогда уже был болен после того, как расписывал купол Исаакия, усугубилась сердечная болезнь. Автопортрет из Русском музея - повторение первого. Он сделан учеником художника, предположительно Лукашквичем, а затем исправлен уже Брюлловым. Третий – из частного собрания Санкт-Петербурга.
Есть двойные партии прекрасных дам, которых тоже с любопытством сравнивают. Два портрета княгини М.П. Волконской 1841 года из Русского музея и Нижегородского художественного. Рядом разместили и два портрета великой княгини Елены Павловны их Третьяковки и частного собрания Санкт-Петербурга.
Работ много, им тесно. Стены, пожалуй, излишне яркие и создают не самый благоприятный фон. Есть ощущения хаотичности и эклектики в подобном экспонировании. Хотя многие этого не замечают и даже впервые для себя открывают великого Карла.