«То еще зелье»: Coldplay выпустили еще один странный альбом

Рок-группа претендуют на миллиард долларов

Британцы Coldplay продолжают свой музыкальный ребрендинг и выпускают уже вторую подряд пластинку, явно не предназначенную для тех, кто полюбил эту группу двадцать лет назад. На вопрос, зачем они это делают, правильнее всего ответить — по коммерческим соображениям.

Рок-группа претендуют на миллиард долларов
Фото: picture-alliance.com

В 2024 году у стажированных инди-рокеров, желающих по-прежнему собирать стадионы, не такая уж легкая жизнь. Их музыка должна состоять из массы компромиссов и чем-то напоминать согревающий, но безалкогольный коктейль. Альбом Moon Music получился именно таким. Сладкий звук, но явные попытки сказать что-то рок-н-ролльно важное. То еще зелье.

Если сравнивать Coldplay времен альбомов Parachutes (2000), A Rush Of Blood To The Head (2002) или Viva La Vida Or Death And All His Friends (2008) с группой, которая выпустила Moon Music, то, конечно, хочется посетовать на то, что это разные коллективы. На самом деле коллектив все тот же, и его музыкальные методы, в общем, узнаются. Музыканты явно не хотят выбрасывать свой рок на помойку, но теперь он звучит так, будто его пропустили через фокус-группы.

В Feelslikeimfallinginlove сохранено гитарное звучание, сформулированное еще в восьмидесятых годах прошлого века на альбомах U2. В All My Love воздается щедрая дань битлам, что очень типично для всех звезд брит-попа. iAAM вполне себе стадионный гимн. Но все это как будто засыпано сахарной пудрой. Давний соратник Криса Мартина и Ко шведский продюсер Макс Мартин провел впечатляющую работу на ниве создания идеальной поп-музыки, и, видимо, сегодня она должна звучать именно так.

Некий идейный каркас, свойственный многим альбомам Coldplay, наверное, призван не превратить релиз в дискотеку. В желании написать подходящий саундтрек для того, чтобы все хорошие люди взялись за руки и показали единство в своем пестром многообразии, конечно, нет ничего плохого. Пацифистские трели всегда актуальны, а уж сейчас особенно.

We Pray, очевидно, записывалась как молитва о торжестве гуманизма и здравого смысла. Но на выходе получилась совсем не страстная песня в духе Боба Дилана для антивоенного митинга, а скорее уютный трек для торгового центра в исполнении рок-миллионеров, лондонской рэперши, нигерийца, аргентинки, девушки с палестинскими корнями. Детская болезнь левизны прилагается.

Впрочем, одно дело размышлять и совсем другое — встретиться у кассы, как любили говорить музыкальные продюсеры девяностых. И с кассой у Coldplay все складывается удачно до неприличия. Альбом Music Of The Spheres (2021) стал основой для мирового тура, новый релиз дополнил глобальную кампанию, и в результате группа, начав большое путешествие в 2022 году, угомонится лишь в 2025-м десятью концертами на лондонском «Уэмбли». За три года коллектив охватит своими концертами больше девяти миллионов человек и продаст билетов на миллиард с лишним долларов. Видимо, даже Тейлор Свифт со всеми ее рекордами придется подвинуться.

В случае с Coldplay концертная доктрина гораздо интереснее грамзаписывающей. И здесь идейность выглядит куда серьезнее, чем рутинные песни о добре и зле. После альбома Everyday Life (2019) группа отказалась от большого тура, заявив, что хочет сделать свои гастроли более экологичными и займется разработкой нового подхода к организации процесса. Тогда это выглядело напыщенной бравадой, но оказалось, что за громкими словами будут и дела.

Фото: picture-alliance.com

Для начала был нанят штат специалистов, в задачу которых входило тщательное изучение так называемого углеродного следа от обычных гастролей коллектива. Многочисленные перелеты и переезды, выработка огромного количества электроэнергии (чаще всего не самым экологичным способом) для самих шоу, кучи мусора — все это делает большие туры совсем не «зелеными» мероприятиями. Но оказалось, что многое можно исправить, если, конечно, серьезно этим заморочиться.

Прежде всего требовалось необычное техническое оснащение, которое и было разработано. Из аккумуляторов для электроавтомобилей BMW собрали батарею, ставшую первым перезаряжаемым источником энергии для концертных площадок. Происхождение электричества поставили под контроль, используя биотопливо, солнечную энергию, ветряные турбины, специальные кинетические полы и даже велотренажеры, чтобы каждый желающий мог сам выработать немного киловатт.

Для сцены использовали переработанную сталь, экраны и лазеры адаптировали для пониженного потребления энергии, фейерверки собирались по формулам, позволяющим сократить использование в них химических веществ, а конфетти сделали из биоразлагаемых материалов.

Само шоу тоже изрядно «позеленело». Ставшие привычными огромные экраны уменьшили в размерах, и все буйство света перенесли в зал. Мигающими браслетами для публики уже никого не удивишь, но на концертах Coldplay эти браслеты получили технологическую прокачку. При помощи инфракрасных портов можно было не только дистанционно включать лампочки в этих браслетах, но и высвечивать разные части арены замысловатыми картинами. Публику всячески призывали сдавать браслеты после шоу для их стерилизации, перезарядки и дальнейшего использования.

Организаторы тура доплачивали авиакомпаниям за использование биотоплива для самолетов при перелетах артистов и персонала. Пластику на стадионах была объявлена настоящая война, из остатков еды для команды тура делался компост, даже туалеты оснастили устройствами, позволяющими экономить воду.

Фанатская совесть тоже могла пройти проверку. Каждый, кто собирается на концерты Coldplay, имеет возможность скачать мобильное приложение, при помощи которого можно отследить и откорректировать свой углеродный след по пути на мероприятие. А каждый проданный билет означает высадку одного дерева.

По всей видимости, накладные расходы на снижение углеродного следа отчасти объясняют растянувшееся на три года гастрольное путешествие. А чтобы понять, насколько игра стоила свеч, наверное, нужно нанять целый статистический институт. Но в чем можно не сомневаться, так это в эмоциональности шоу Coldplay. И щедрость, с которой публика расходует собственную энергию на этих выступлениях, позволяет сделать предположение о все еще отменной зарядке концертных батареек коллектива. В студии у них сейчас так не получается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29389 от 23 октября 2024

Заголовок в газете: Рок с низким углеродом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру