Было это еще в начале 80-х, когда только зарождалась будущая рок-легенда «Мумий Тролль», которой было суждено прославить свой город на рубеже веков хитом «Владивосток 2000». И несмотря на то, что после «Троллей» известный рок-продюсер Бурлаков занимался и другими артистами, именно с Taish ему очень хотелось сыграть в исторический дубль. Он не был в городе шесть лет и теперь, приехав заранее, с удовольствием катался по старым местам, в которых все начиналось — от их общей с Ильей Лагутенко школы номер 9 до чердака художника Михаила Павина, который когда-то был самым тусовым местом для творческой интеллигенции.
Старым и новым друзьям Леонид рассказывал о своей новой музыкальной страсти — Taish. Первый альбом группа во главе с певицей Таис Логвиненко, по аналогии с именем которой и назван коллектив, записывала в самый разгар ковида, поэтому о концертах речь не шла. «В пандемию мы сидели каждый в своей норке и пытались что-то сделать», — вспоминает продюсер о начале пути его новой группы. Публика стала возвращаться к доковидным массовым рок-сборищам года полтора назад, в связи с чем молодая группа откатывала программу в Москве и на фестивалях, попутно выпуская новые синглы.
Сингломания, которой страдают большинство современных артистов, выпуская песню за песней, клип за клипом, — это дань интернет-реальности, которая диктует свои правила раскрутки. Популярность артиста благодаря прослушиванию новых синглов хоть как-то растет, а интернет-роботы поднимают его в рейтингах и рекомендуют к прослушиванию. С этим и связано «увлечение» музыкантов синглами, а не полномасштабными альбомами.
С одной стороны, это, конечно, удобно — регулярно выдавать материал и продвигаться в цифровых ресурсах. Но с другой — артисты больше не могут предаваться творческой лени и искать вдохновения, томя своих поклонников ожиданиями у моря погоды. Теперь, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно генерировать контент, даже если ты суперзвезда, гений и заслуженный со всех сторон. Перед роботами все равны.
Леонид Бурлаков считает, что выпускать полные альбомы на цифровых носителях уже совсем невыгодно, продуктивнее выпустить 10–12 песен синглами подряд, а потом собрать их на красивую виниловую пластинку в праздничной упаковке, за которыми сейчас выстраиваются очереди меломанов, или на худой конец — на компакт-диск. Таким образом как раз и планируется выпускать третий альбом Taish, который сейчас в разработке. Кроме того, готовится к переизданию первый альбом, материал с которого музыканты планируют переиграть уже вживую, собравшись вместе, а не «по норам».
Некоторые артисты в наше время умудряются даже издавать свой материал на компакт-кассетах, но это имеет уже совсем сувенирные цели. Если винил вошел в моду лет 10 назад, а магнитофоны, которые проигрывают диски, у некоторых еще живы хотя бы в автомобилях, то кассеты уж точно в наши дни можно послушать только в музеях. Во Владивостоке Леонид дарил старым друзьям диски, и люди радовались, что еще можно прикоснуться к музыке через тактильные ощущения «хотя бы так».
Родной город встретил Бурлакова, Taish и Ко неприятным сюрпризом: за две недели до концерта клуб, в который они собирали публику изначально, просто перепродал их дату под другое мероприятие. Жадность — двигатель торговли… Стресс и глобальный шторм охватили всю команду организаторов. Но очень быстро удалось пришвартоваться на другой концертной площадке. Однако «осадочек остался», и во время практически чудом состоявшегося выступления Таис Логвиненко говорила о неких демонах, которые сопровождали эти гастроли.
Слушатели в зале переглядывались в недоумении: что за демоны? Оказывается, кроме переноса площадки в день концерта возникли серьезные проблемы с технической частью на саунд-чеке, но и это удалось решить. «Восстание машин», — охарактеризовали ситуацию те, кто был в курсе происходящего. В клуб-предатель, видимо, залетели те же самые «демоны», на следующий день после концерта Taish, который там не случился, и у них произошла крупная техническая авария. Но московские музыканты на тот момент уже улетели, и свалить на них это мистическое совпадение не удалось.
Таис Логвиненко прилетела за несколько дней до концерта — познакомиться с городом, преодолеть джетлаг и насладиться мягкой осенью Приморья. С погодой действительно несказанно повезло: пока Москву заливал ледяной дождь со снегом, во Владивостоке можно было дефилировать в ветровке в +17 градусов. Артистка фотографировалась в знаковых местах города и рассказывала свою историю покорения московского шоу-бизнеса на местных радиостанциях. Особенно народу заходили воспоминания о том, как она в 14 лет атаковала Бурлакова песнями, а он мягко объяснял, что для начала хорошо бы школу окончить. Сам же Леонид, помимо тусовок по старым местам и радиостанциям, щедро давал мастер-классы по продюсированию студентам и всем заинтересованным на своих творческих встречах.
Несмотря на «выходки демонов», музыканты выдержали концерт в два с половиной часа, сыграв аж 29 песен из разных времен группы. «Решили сыграть все, что выучили. После этого концерта, конечно, сократим программу», — комментировал Леонид. Но некоторые треки Taish в концерт не вошли. Не было, например, любимой песни певицы «Колыбельная», не прозвучал «Шелк», который многие ждали. Зато сыграли две песни из параллельного проекта Таислогвиненко, более акустического и легкомысленного альтер-эго артистки, — «Здесь и сейчас» и «Генри Ли». Последняя, кстати, положена на стихи, перевод которых сделала модная поэтесса Соло Монова. Не обошлось и без трека «Копилка» на ее же стихи. Сингл был выпущен летом 2023-го и сразу стал довольно популярным в Сети.
Неожиданностью для местной публики стала и еще одна неродная песня группы. Чтобы выразить почтение владивостокскому року, Таис исполнила «Знамена чернеют» местной рок-легенды Александра Демина. Но для нее лично эта песня далеко не нова и уже несколько лет входит в ее репертуар. Реакция публики на давно известный всем текст была предсказуемо теплой.
«Мы всегда начинаем с песни «Шагала», потому что у нее вступление такое, будто на паровозе едем, она активная, сразу задает темп всему концерту», — объясняет Бурлаков выбор стартовой композиции. Но тут же добавляет, что они — «группа молодая» и таких боевиков в программе пока маловато.
Неожиданно одним из таких боевиков концерта стала совершенно новая песня «Глупости», которая в последние дни наделала шуму в различных плейлистах на музыкальных площадках. Во Владивостоке прошла ее концертная премьера, а официальный релиз состоялся только на следующий день. Любовная драма на вечную тему о том, как милые бранятся — только тешатся и любят бесконечно «мириться», зашла местной публике на ура.
«Начинать концерт с города, где нас меньше всего знают, — это смело», — размышлял на следующий день Леонид, который, конечно, понимал, что истинная популярность его новой группы пока не докатилась до его малой родины, их публика живет в основном в больших городах средней части страны. Но так хотелось сначала показать своим! И, судя по добрым откликам в соцсетях, все получилось, несмотря на козни демонов и восстание машин...
Владивосток–Москва.