«Поиски красоты. Живопись Николая и Святослава Рерихов из частных собраний» — так называется выставка в «Центре искусств. Москва», которую приурочили к двойному юбилею художников. Удачное совпадение не только в годах, но еще и в месяцах — отец и сын родились в октябре, 9-го и 23-го, правда, с разницей в 30 лет. Их объединяли путешествия и живопись. Сын стал продолжателем дел своего отца и его достойным учеником:
«Учительство есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя», – писал Николай Рерих.
Ранние и зрелые произведения обоих художников, представленные в залах, позволяют пройти вместе с художниками путь в поисках прекрасного. Однако дорога предстоит непростая, в основном в гористой местности. Сюжеты их полотен в основном экзотические, что выделяет их на фоне работ других отечественных художников. Все дело в том, что долгие годы семья Рерихов изучала Индию, где о них помнят до сих пор. И перед зрителем открывается мир, где царят горы — пожалуй, главные герои их работ.В окружении небес, под солнечным светом сияют горные вершины «Канченджанги», которые запечатлел Рерих-отец. Им вторят впечатления Рериха-сына — «Наггар. Закат», «Гималаи».
Но, как говорится, не горами едиными. Святослав особое внимание уделял человеческим портретам. Влечет к себе «Портрет тибетской женщины и ее внучки». Если бы горы были людьми, то это был бы их портрет — настолько люди похожи на те места, где они живут, настолько гармоничны люди и мир вокруг них. Портретную галерею, словно из другого мира, продолжает красавица Девика Рени — муза и супруга Святослава, правда, в названии значится лишь «Портрет индийской женщины». До их бракосочетания еще 20 лет, может, поэтому так отстраненно. Перед нами остановилось мгновение — женщина шла, обернулась, бросила взгляд в сторону художника и растворилась в пространстве. Возможно, момент быстрого зрительного контакта и подхватил Святослав Николаевич. Впрочем, это лишь субъективное впечатление. Портрет не окончен, выполнен лишь в общих чертах — прописана фигура женщины и в особенности ее лицо, взгляд — на нем весь фокус внимания художника. Сам Святослав отмечал: «Когда я пишу портреты, меня главным образом интересует характер человека, и я старюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю». Героиня портрета кажется кроткой, скромной, застенчивой и в этом прекрасной.
На фоне экзотических сюжетов ярким тематическим бликом сияют сюжеты Николая Рериха, связанные со славянской культурой. Например, «Архангел Михаил» — эскиз к мозаике для Петропавловской церкви в Шлиссельбурге. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена. Эскиз и фото — единственная возможность ознакомиться с той мозаикой Рериха. Сама выставка тем и уникальна, что предоставляет своим гостям редкий шанс отправиться в путешествие в поисках красоты вместе с Рерихами, ведь большинство работ, которые представлены на экспозиции, редко встречаются со зрителями, поскольку хранятся в частных коллекциях.