В Москве вспомнили советского фотографа Кошелькова, запечатлевшего Софи Лорен и Марину Влади

Столица, которой больше нет

В Музее Москвы открылась первая персональная фотовыставка «Игорь Кошельков. Звезды оттепели». 180 избранных фотографий из 2300 снимков, от репортажных кадров до художественных работ. На них Софи Лорен, Марина Влади, Ив Монтан, а еще Хрущев, Шостакович, Коненков и… Москва, которой больше нет. На прогулку по Москве времен оттепели отправился корреспондент «МК».

Столица, которой больше нет
Французская актриса Марина Влади. IV Московский международный кинофестиваль. Фото И. Кошелькова. 1965 год. Музей Москвы

Игорь Кошельков сотрудничал с «Фотохроникой ТАСС», с «Правдой», с «Вечерней Москвой» и другими СМИ, но так сложилась судьба, что со временем его имя было забыто. В конце 90-х годов он перестал заниматься фотографией, а в 2017 году его не стало. А в 2023 году его дочь, Екатерина Кошелькова, передала огромный архив отца, насчитывающий почти 2300 негативов прекрасного качества, с минимумом дублей, в Музей Москвы.

В нескольких залах выставки каждый найдет то, что близко. Кто-то будет любоваться Мариной Влади, Симоной Синьоре, Софи Лорен и другими гостями Московского кинофестиваля в 1960-е, кто-то попробует телепатически угадать, о чем задумались Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников и Сергей Коненков, а кто-то заново откроет для себя Москву.

У каждой работы хочется остановиться и задуматься или пофантазировать. Вот юная красотка со стрелками на глазах у Останкинской башни (фото так и называется «Останкинская башня») — случайная прохожая или модель? Она прогуливалась в этом районе или, может, работала на телевидении? А вот влюбленная пара на фоне набережной («Утро на набережной») — кадр, скорее всего, случайный, но удачный. Наконец, «Вид из Кремля на высотное здание на Котельнической набережной» — вот уж точно, когда фотограф просто проходил мимо и подхватил момент, который больше никогда не повторится: девушка показывает на что-то кавалеру. Может, на красивую птицу, пролетевшую мимо? Может, на теплоход, идущий по Москве реке? Красуется сталинская высотка, а обрамляет кадр изящная цветущая ветка. Весна.

Узнаваемая, но совсем другая Москва. Та же Красная площадь, та же брусчатка, но за Василием Блаженным крепко вросшая в московскую землю гостиница «Россия». Хорошо знакомый современным горожанам Александровский сад, но без Могилы Неизвестного Солдата. Местами город законсервировался: кадр из парка Горького, где люди кормят лебедей, вполне современный, разве что мода в одежде немного поменялась. Местами столица только принимает свой современный облик, как, например, на кадре, где строится «Детский мир» на Лубянке. Или кадры — столкновения эпох, где на фоне сталинского ампира проезжает грузовик, который везет плиты для будущих хрущевок (от которых сегодня город очищается). Все фотографии черно-белые. Цвет им не нужен — любуемся геометрией кадра, композицией, сюжетами и Москвой, когда в ней еще не было такого количества машин и столь плотной застройки.

Невозможно не погрузиться в атмосферу бурлящей культурной жизни Москвы, покрутиться среди сливок оттепельного общества, подмигнуть красавцу Жану Маре, который прогуливается по Красной, попросить автограф у Софи Лорен и Марины Влади, кивнуть Сергею Бондарчуку, заглянуть в мастерскую Коненкова, послушать конкурс Чайковского… Выйти из тусовки и попасть уже в осеннюю прекрасную в своей дождливости Москву и укрыться от ливня в усатом троллейбусе, похожем на буханку хлеба. И уехать на нем в современную Москву. Вместе с нами в «троллейбусе времени», который навсегда застыл на кадрах Игоря Кошелькова, по выставке путешествовала и его дочь Екатерина.

— Когда вы принесли фотографии отца в Музей Москвы, какие были ожидания?

— Не ожидала, но надеялась, что будет выставка, — со слезами на глазах отвечает Екатерина Игоревна, — изначально, когда я отдавала архив, было непонятно, какая судьба его ждет. То ли я его просто отдаю, то ли какие-то снимки будут использоваться в разных выставках. Но мне сказали, что сделают персональную выставку, вопрос — когда?

— А какие чувства испытываете сейчас, стоя на выставке в окружении отцовских работ?

— Когда мне уже сказали точное «да», я не поверила. Даже сегодня, когда увидела на входе папину фотографию, заплакала. До сих пор не могу поверить, что папина «минута славы» настала. Жаль, что при жизни не случилось.

— Почему?

— Чего-то не хватило, чтобы пробиться. Может, конкуренция? Когда он работал, фотографов было много. Но сейчас мы здесь, и это большое-большое счастье!

— Почему Игорь Кошельков завершил карьеру так рано?

— Семья. И карьерного роста тоже хотелось. Он тогда как раз пошел по карьерной лестнице вверх. Плюс ему сделали операцию на глаза, он стал стремительно терять зрение, глаукома, катаракта. Глаза уже не те. Какая фотография? К сожалению…

— Какая ваша любимая работа на этой выставке?

— Несравненная Софи Лорен!

У портрета Софи Лорен мы прощаемся, чтобы выйти под октябрьский дождь, спрятаться от него не в троллейбус, а в электробус, и отправиться домой, чтобы пересмотреть «Июльский дождь» Хуциева…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру