8 октября отпраздновали день рождения Марины Цветаевой. Дата не круглая — 132 года, но проигнорировать знаменательный день было невозможно.
Древнеримский поэт Овидий вложил в уста Севиллы, одной из своих героинь, слова, которые теперь у многих ассоциируются с Мариной Цветаевой, которая хотела поставить эпиграфом к одной из своих книг следующие слова: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос — оставит мне судьба». И ее голос действительно звучит и по сей день. В данном случае через кисти и краски художников.
Среди всевозможных -измов, которыми пестрело начало XX столетия, Цветаева не нашла ничего, что было бы ей близко, и пошла своим путем. Менялась жизнь — менялось и ее творчество. Речь не только о процессе превращения в зрелого автора, а еще и о поэтических экспериментах, смене жизненных обстоятельств, другом угле зрения.
Картины, представленные на выставке, неоднородны, как и ее стихи. Разнообразны стиль, техники, сюжеты художников, но и единство легко прослеживается, если помнить о том, что одной из основных тем в лирике поэта была родина. В эмиграции Цветаевой пришлось нелегко, и она часто ностальгировала по России.
Атмосферные и уютные полотна Николая Мухина и Ольги Репиной изображают тихую Тарусу, с которой Цветаеву связывали воспоминания из детства.
Есть полотно, посвященное Воробьевым горам, которые Цветаева считала еще одним своим «местом силы». На картине Дмитрия Небогатова «На Воробьевых горах. Над городом» изображена пара. Они, наверно, влюблены друг в друга и в Москву. В тихий осенний день они сидят на скамейке, откуда открывается великолепный вид на Златоглавую.
Необычный взгляд на поэзию Цветаевой демонстрирует Дмитрий Октябрьский, работы которого характеризуют как «философский поп-арт». Внимание привлекает красочная работа «Все», на которой — мощный ствол дерева. Дуб? Могучие корни, глубоко врастающие в землю. И в этом Цветаева. Корнями в России.
Выделяется полотно Августы Оранской, которая в следующем году отметит столетний юбилей и по сей день продолжает трудиться. На «Пятом времени года» можно познакомиться с ее взглядом не столько на творчество Цветаевой, сколько на поэтическую картину России начала XX столетия в работе «Серебряный век», написанной в 2022 году. Центровые фигуры — Ахматова и Цветаева, которые, как подруги, сидят нарядные на диванчике. Над ними, чуть возвышаясь, изображен призрачный Александр Блок. За Анной Ахматовой небольшой портрет молодого Николая Гумилева, за Цветаевой — Наполеона Бонапарта, которым Цветаева увлекалась в детстве и юности. Чем дольше вглядываешься в картину, тем больше деталей и нюансов открывается. В поле зрения художника не попали Есенин, Маяковский, Мандельштам, но стоит ли спорить со взглядом художника на эпоху?