«Кремлевский балет» представил премьеру

Андрис Лиепа вернул Белую даму, изгнанную из советских балетных редакций

Театр «Кремлевский балет» представил публике на сцене Кремлевского дворца главную премьерную новинку сезона – «Раймонду» Александра Глазунова в постановке легендарного танцовщика и международной балетной звезды – Андриса Лиепы. Сейчас только две труппы в Москве способны показать на высоком профессиональном уровне такой сложный академический спектакль как «Раймонда» – Большой, и вот теперь «Кремлевский балет».

Андрис Лиепа вернул Белую даму, изгнанную из советских балетных редакций
Битва Жана де Бриена (Даниил Росланов) и Абдерахмана (Эдгар Егиазарян). Фото: Андрей Степанов

«Раймонда» Александра Глазунова – из числа спектаклей, составляющих золотой фонд русского классического балета. Впервые зрители увидели его в Петербурге, в 1898 году, – премьера состоялась на сцене Мариинского театра. И это, по сути, последняя значимая работа выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, ставшая в известной

степени кульминацией эстетики, характерной для золотой эпохи балетного театра в XIX веке.

Фантазийный балет

Из досье МК: Либретто «Раймонды», изначально сочинила княгиня Лидия Пашкова – белетристка, журналистка (между прочим, корреспондентка французского Le Figaro), и путешественница  по  странам Ближнего востока, член Французского географического общества. И это было не первое её участие в балетном предприятии. До этого светская дама написала сценарий к такому балету как «Сандрильона» (что значит по-французски «Золушка») на музыку Фитингофа-Шеля, в котором итальянская виртуозка Пьерина Леньяни впервые скрутила на глазах изумленной публике 32 фуэте. Именно на Пьерину Леньяни ставилась и «Раймода», правда, фуэте здесь, не смотря на всю феерическую популярность этого балетного элемента – предусмотрено не было.

Из-за множества несуразиц переработанное Мариусом Петипа и директором Императорских театров Иваном Всеволожским, либретто получилось незамысловатое. Его суть умещается в несколько предложений. Графиня Раймонда де Дорис и её жених рыцарь Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи – Жан де Бриен вот-вот должен вернуться из военного похода под знаменами венгерского короля Андрея II. На празднестве в честь именин Раймонды прибывший в замок в качестве гостя сарацинский воин Абдерахман пытается похитить девушку, но в этот момент неожиданно появляются Жан де Бриен и король Андрей. В рыцарском поединке Жан де Бриен побеждает Абдерахмана, после чего разворачивается свадьба – свадебное Grand pas молодоженов, самой Раймонды и её верного рыцаря Жана де Бриена, которое и венчает балетный спектакль из эпохи рыцарских походов.

Эдгар Егиазарян (Абдерахман) в балете «Раймонда». Фото: Андрей Степанов

По словам Пашковой, либретто основано было на некой старинной рыцарской легенде. Впрочем, что это за легенда княгиня не поясняла, ограничившись указанием, что действие происходит в Провансе во времена Средневековья. Между тем придумав фантазийную историю, в своём сценарии она задействовала сразу несколько реальных исторических персонажей. 

Историческая реальность и доктор Фрейд

Сам Жан де Бриенн (реальное имя, в отличии от балетного, пишется с двумя «н») - король Иерусалима в 1210—1212 годах, император-регент Латинской империи с 1229 года. С 1212 по 1225 год управлял Иерусалимским королевством в качестве регента при своей дочери Иоланте. Был вторым сыном Эрарда II, графа Бриеннского (Шампань), стал рыцарем и победами в турнирах завоевал себе высокую репутацию.  

У иерусалимского короля было несколько жен – королева Иерусалима Мария, женившись на которой он и был коронован короной Иерусалима. После смерти Марии женился на Стефании Армянской, а после смерти второй жены - на Беренгарии Леонской. Как видим, никакой Раймонды среди жен он не имел.

Лидии Пашковой скорее всего были знакомы психоаналитические работы, только-только входящего тогда в моду Зигмунда Фрейда и поэтому она, вводит в либретто (видимо для того чтобы отразить мечущееся эротическое подсознание своей героини), помимо жениха де Бриена и сарацинского рыцаря Абдерахмана. 

Эдгар Егиазарян (Абдерахман), Максим Апатонов (Бернар де Вантадур), Алина Липчук (Раймонда) и Алексей Казанцев (Беранже) в балете «Раймонда». Фото: Андрей Степанов

Прообраз Абдерахмана (именно так писали имя в XIX веке, сейчас правильнее Абдуррахман) найти трудно, поскольку было несколько реальных исторических персонажей с таким именем, но все они жили совершенно в другое время, и никогда пересекаться с Жаном де Бриенном не могли. Наиболее вероятный прототип - Абдул Рахман аль – Гафики, живший в VIII веке. Время для появления рыцарства еще не подходящее, поэтому никаким рыцарем он, конечно, не был. Да и жил на пять веков раньше Жана де Бриенна. Но пал в битве при Пуатье (по разным источникам в 732 или 733 году), и погиб если и не от руки француза (их тоже тогда еще не было), то, как предполагают историки, франка Карла Мартелла, дедушки Карла Великого, родоначальника французских королевских домов. Но в легенде, действительно могли соединится в один фантазийный образ имена разных Абдерахманов.

Мистическое средневековье

О том, что Лидии Пашкова не полностью выдумала из головы показанную в балете историю. а действительно опиралась на какую-то легенду, свидетельствует то, что в Южной Франции находится замок Превер, с которым связана легенда о Белой даме. Мистический персонаж - призрак покровительницы рода де Дорис, к которому принадлежит Раймонда, изгнанный из советских балетных редакций за свою мистичность, оставляет в своем балете и его новый постановщик Андрис Лиепа. Она самой первой появляется в начале балета, на фоне замерших фигур и открывает каждую его часть. Её же выход завершает спектакль.

Правда теперь мистическая Бнлая дама не помогает верному рыцарю Раймонды победить сарацинского рыцаря. В этот момент она даже не появляется. Андрис делает де Бриена героем мужественным и сильным, поэтому в честном бою он должен победить самостоятельно, без помощи потусторонних сил. Так что сцену, когда Белая дама вмешивается в ход поединка и ослепляет Абдерахмана лучом от волшебного зеркала, с помощью которого тот надеется привлечь Раймонду, Андрис купирует.

Расщеплённое подсознание венгерской принцессы

А вообще, Андрис Лиеапа был одним из лучших исполнителей партии Жана де Бриена в Большом и Мариинском театрах. Танцевал он эту партию в Американском балетном театре и у Баланчина в Нью-Йорк Сити Балле. Естественно, хорошо знает он и редакцию «Раймонды» Рудольфа Нуреева, который приглашал Андриса, причем единственного из российских танцовщиков, танцевать в Гранд Опера партию принца Зигфрида в «Лебедином озере», но это уже другая история.

Тщательно изучив большинство существующих редакций этого  балета, Лиепа создал свою редакцию «Раймонды», собрав в ней все лучшее, что есть в этом классическом балете и объединив в новую «Раймонду-лайт». Он сделал разумные сокращения и небольшие купюры, сократив, мазурку и коду. Безостановочный танцевальный поток и без того захлестывает его спектакль, и постановщик, явно, старается ввести его в комфортные для современного зрителя пределы. 

Даниил Росланов (Жан де Бриен) и Алина Липчук (Раймонда) в балете «Раймонда». Фото: Андрей Степанов

Вместо трех действий он ужимает балет до двух, и чтобы оправдать венгерскую тему и, соответственно, существующие в балете венгерские танцы, делает Раймонду венгерской принцессой, которая приезжает на юг Франции в Прованс, дабы повидать свою тетушку графиню Сибиллу де Дорис и отметить там свои именины. А в конце балета, Андрис Лиепа даже переплюнул Лидию Пашкову в фантазийных мотивах: Венгерский король Андрей II выдает Раймонду за рыцаря, ходившего в крестовый поход под его началом и в качестве приданного дарует им замок и владения в Венгрии, а не во Франции…

Постановщик даже делает этот балет более психологичным, нежели он был у кого бы то ни было. Эротические чувства героини в этом балете раздвоены: помимо её возлюбленного рыцаря, в её подсознание проникает запретная тема эротического вожделения к восточному рыцарю, мужественному и пленительному, в исполнении и танце Эдгара Егиазаряна.

«Кремлевский балет» дарит зрителю красоту

Не всем известно, что Глазунов написал для Раймонды восточную вариацию, которая в балет все же не попадет, позже в своей редакции ее  использует Рудольф Нуреев в качестве вариации Абдерахмана.  Эту музыку в свой балет вводит и Андрис Лиепа, сделав из неё страстную вариацию восточного героя.

Абдерахман Эдгара Егиазаряна - самый цельный, яркий, бескомпромисный и запоминающийся герой этой балетной саги о рыцарях средневековья. Цельным предстает в балете и его соперник Жан де Бриен в исполнении Даниила Росланова, танцующий сложную и насыщенную прыжками вариацию с большим мастерством.

Хорошо вышел Сарацинский танец у Дмитрия Прусакова и Полины Агеевой, испанский панадерос - у Златы Дорофеевой и Амира Салимова. А уж Венгерский танец в исполнении Вероники Варновской и Олега Крошкина станцован так, что любо-дорого посмотреть. Олег Крошкин вообще, как и в других балетах, обращал на себя внимание в «Раймонде»», был эмоционален и очень впечатляющ.

Вероника Варновская и Олег Крошкин в Венгерском танце. Балет «Раймонда». Фото: Андрей Степанов

Кремлевский балет предстал в новом спектакле Андриса Лиепы сильной труппой, и в своей женской, и мужской, части. Максим Апатонов, Петр Горбунов, Алексей Казанцев, Богдан Плешаков произвели отличное впечатление, один за другим взлетая вверх и выполняя туры в воздухе в четверке солистов в Grand pas. Кстати, танец-соревнование мужчин в премьере 1898 года был в диковинку. Причем задавал тон тогда, , в этой четвёрке - Сергей Легат- первый Жан де Бриен в истории этого балета: в четверку его вводил сам Мариус Петипа. В современных же постановках главного героя в четверку не включают, он танцует только свою вариацию в па-де-де.

Сильные, упругие движения этих солистов контрастно оттеняли изысканную пластику женских вариаций. Да и вообще главная задача этого балета – демонстрация красоты классического танца, его видов и форм, всевозможных ансамблей, дивертисментов, целых трех развернутых танцевальных сюит (каждая из которых предусматривает, в свою очередь классические и характерные номера), оказалась театром со средней, по европейским меркам, труппой (общая численность около 70 человек), успешно решенной.

В связи с этим, нельзя не назвать и других исполнителей Grand pas в балете -  Владимира Пискарева, Егора Мотузова, Владислава Марторосова, Амира Салимова, Полину Агееву. Анастасию Панченко, Екатерину Чекрыжеву, Галину Нагевич, Елизавету Сальниковую. А Полина Дияншина и Анастасия Тетерина,  работали каждая даже за двоих, исполняя танцы не только в Grand pas, но и наперсниц Раймонды и  двойку солисток в картине «Сон». То же можно сказать о Максиме Апатонове и Алексее Казанцеве, помимо прочего, отлично исполнивших партии трубадуров  - Бернара де Вантадура и Беранже.

И, наконец, открытием этого балета стала сама Раймонда – Алина Липчук, балерина с прекрасными удлиненными линиями, работающая в театре с 2017 года, после окончания Московской академии хореографии. Тем не менее партия Раймонды – первая большая роль в её репертуаре. И с ней ей удаётся прекрасно справиться. В её хрустальной фортепьянной вариации - мелкий, быстрый и четкий перебор ног, плавная пластика выразительных рук, горделивая осанка головы – всё в этой балерине привлекает внимание и заставляет поверить в подлинность её героини.

Погружают в тему рыцарства и средневековых легенд также костюмы и декорации придуманные к спектаклю художником Вячеславом Окуневым: роскошные средневековые гобелены, канделябры, готические арки замка. На кремлёвской сцене на премьере - царит красота и строгость средневековья, которую театр дает возможность почувствовать зрителю.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру