Режиссер Алена Райнер рассказала о съемках «Хора»: занятия вокалом, травмы и Басков в эпизоде

На детские роли пробовались больше трех тысяч человек

Детский хор, наверное, впервые попадает в сценарий сериала, как коллектив, вокруг которого развивается все действо. Под руководством режиссера Алены Вернер команда сериала «Хор» совершила основательное погружение в семидесятые, хотя реквизит и декорации были лишь частью всех трудностей. В беседе с «МК» Алена рассказала о долгом поиске детей на роли хористов, режиссеров, заменивших актеров, и Николае Баскове, как короле эпизода.

На детские роли пробовались больше трех тысяч человек
Фото предоставлено пресс-службой Первого канала

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень современной. На что вы ориентировались при написании сценария?

— Идея с «Хором» возникла не у меня. Мы встретились с продюсером Рубеном Дишдишяном в связи с разработкой концепции фильма «Белый лотос», посвященного жизни и творчеству Елены Блаватской. Фильм по определенным стечениям судьбы не сложился. И Рубен спросил меня: «Ты не хочешь снять детский фильм?» Я сразу же ответила отказом, понимая всю трудность подобной затеи. Детское музыкальное кино – это собрание всех возможных кинематографических сложностей в одном флаконе. Тут тебе сразу и подростки, и животные, и музыка в кадре…

— Но в итоге решились.

— Вспомнила свое детство. И согласилась, но с условием, что буду снимать сериал, если полностью перепишу сценарий. Была уверена, что Рубен откажется, но он дал добро.

— Что вы вспомнили из детства, раз это повлияло на ваше согласие снимать фильм?

— Меня выгнали из девятого класса обычной ленинградской школы, и перед родителями встал вопрос, что со мной делать дальше. Мама каким-то чудом договорилась, чтобы меня взяли в музыкально-хоровой класс. Повезло, в тот момент был недобор. Но там учились дети, закончившие музыкальные пяти и семилетки. А я не знала ни ноты! Максимум умела на трех “дворовых” аккордах играть на гитаре, что было, по сути, единственным козырем мамы при разговоре с директором школы. И меня взяли. Так что сюжет «Хора» со мной немножко созвучен. Как и с любым автором, любая история обязательно находит какие-то точки соприкосновения.

— Для вас эпоха семидесятых не связана с личным опытом, вы родились позже…

— Я родилась в восьмидесятом и выросла на советских фильмах и книгах. Мое время – это уже закат советской эпохи, но все равно наследие предыдущих лет было сильно ощутимо, до нас еще редко докатывались американские и европейские фильмы. Поэтому атмосфера в «Хоре» собирательная: свои ощущения, накопленные в книжках, фильмах, разговорах, рассказах, что-то было взято из рязановских фильмов, но не было задачи кого-то повторить. Еще, слава богу, можно было пообщаться с теми же шестидесятниками. У меня папа из того поколения, вот с кого были написаны эти физики-математики, из рассказов папы о стройотрядах, походах на лыжах и бардовских песнях.

— Были ли у героев сериала прототипы? Изучали ли вы историю хора Попова и трагическую судьбу его солиста Сергея Парамонова, который умер в достаточно молодом возрасте?

— У нас не прототипы, а архетипичные собирательные образы. Конечно же, есть известные ребята, которые были звездами советских хоров, в том числе и Сережа Парамонов. Но мы еще и про многих мальчиков и девочек читали, смотрели и слушали. На основе изученного материала и постарались создать собирательный образ хориста. И его судьбы.

Режиссер Алена Райнер на сьемках

— В сериале больше двадцати детских ролей с совершенно «недетскими» задачами. Правда, что на роли пробовалось больше трех тысяч детей?

— Правда. Эта была огромная работа, которую делало несколько кастинг-директоров. Мы тоже останавливали на улице детей, ходили по каким-то кружкам, студиям. Изначально было отобрано как минимум три мальчика на главную роль. Впрочем, на каждую подростковую роль было по три-четыре человека. Потом месяца на два мы сделали подобие киношколы, куда они все ходили. С этими детьми мы разбирали материал, они занимались пением в хоровом училище имени Свешникова с хормейстером Даней Лукиным.

— То есть актеры сами поют в кадре?

— Не то, чтобы их научили петь, нам было важно, чтобы они поняли сам принцип пения по голосам. Ребята должны были правильно попадать в вокальные партии, даже если плохо пели. В нашем случае важнее были не голоса, а сценическая органика.

— Видимо, нужно очень любить кино, чтобы два месяца ходить учиться правильно открывать рот во время пения…

— Тут был и психологический момент. Кто-то из детей отвалился, когда понял, что это не развлечение и ему это не нужно. В «Хоре» сразу подразумевался длинный путь – полное вовлечение, отрыв от семьи, от школы, поездка в экспедицию, серьезная работа по двенадцать часов на площадке. Поэтому нам был важен фактор готовности детей и их родителей, что еще важнее. «Ой, нет, тут оказывается, все сложно, у нас школа, мы только что поступили в английскую, математическую и прочее». И они отказывались. Поэтому на финальном этапе оставалось по два-три человека на роль и с этими детьми мы записали кинопробы.

— Ходили слухи, что Олег Чугунов, сыгравший главную роль, случайно повредил на съемках связки голеностопа. Но практически без паузы продолжил сниматься дальше…

— У него был ушиб и растяжение, даже без бандажа обошлось. С серьезной травмой никто бы ребенка на площадку не выпустил. Но вообще Олег — стойкий оловянный солдатик, он был профи даже в своем еще юном возрасте.

— Довольно ярким получился его дуэт с Сергеем Голомазовым – театральным режиссером, который впервые попробовал себя в качестве актера. Почему вы решили пригласить на эту роль именно режиссера?  

— Заметные роли также у Дмитрия Астрахана и Александра Галибина, а вообще в «Хоре» снималось несколько режиссеров. И все они все играют роли управленцев или руководителей. Мы пробовали на эти образы актеров, но режиссер, дирижер или продюсер – должности, которые занимают люди, обладающие определенными навыками и характером, им много играть не нужно. Актер же сам по себе более ведомый, ему приходится приспосабливаться и вникать в ту белиберду, которую ему говорит режиссер. Мы намеренно в какой-то момент переключились на поиск исполнителей среди режиссеров, потому что управление театром равносильно управлению хором — у тебя появляется то, что сыграть практически невозможно. В этой ситуации мне было очень легко и Сереже Голомазову тоже. Он понимал, как заставить себя слушать окружающих.

— В сериале есть небольшая роль у Николая Баскова. Он играет неравнодушного к спиртному солиста оперетты. Вы сразу решили, что эту роль должен сыграть именно Николай?

— Зачем было искать актера на роль звезды оперетты, если есть Коля, обладающий потрясающим чувством юмора и артистизмом, к тому же мы дружны много лет? Он сделал роль очень достоверно и во многом помогал советами, потому что знает тонкости театрального процесса гораздо больше, чем мы. По-моему, очень здорово и правдоподобно получилось.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29374 от 2 октября 2024

Заголовок в газете: Голос из детства

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру