Это совместная акция двух биеннале современного искусства – Венецианской, отмечающей в этом году 60-летие, и Бангкокской. На ней представлено 15 работ художников из Юго-Восточной Азии – Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Вьетнама, Малайзии, наполненных историческими и культурными рефлексиями. Куратором выставки стал арт-директор Бангкокской биеннале - профессор и писатель Апинан Пошьнанда.
77-летняя сербская видеохудожница и икона перформанса Марина Абрамович, на днях подвергшаяся очередной атаке в соцсетях и обвинениям в оккультизме, в итало-тайском проекте предстает воплощением смирения и кротости.
Для нее небольшой фильм, идущий 34 минуты и 27 секунд, где она присутствует почти в каждом кадре, стал возможностью поделиться своими эмоциями, как это происходило на ее сеансах, когда два человека, усаживались напротив друг друга и неотрывно смотрели глаза в глаза. Это давало возможность погрузиться во внутреннее состояние другого человека, прежде всего самой Марины Абрамович, без слов и касаний. И здесь такая сцена есть, которую она повторяет с танцором из Бангкока Пичетом Клунчуном.
Метафорами нынешней Венецианской биеннале стали вода и колониализм, которые отчасти наполняют и видеоинсталляцию Марины Абрамович. Казалось бы, ничего особенного на экране не происходит. Немолодая женщина блуждает по самым туристическим местам Венеции и Бангкока, которые и без того хорошо известны, а глаз не оторвать. Кто бы еще смог удерживать внимание так, как Марина Абрамович. Эти полчаса как ворожба.
Марина Абрамович путешествует из Бангкока в Венецию, не произнося ни слова. Она просто движется, идет то в белом балахоне в Храм Изумрудного Будды, то в черном плаще с капюшоном, скрывающем ее лицо, по наружной галерее Дворца дожей. Она поднимается по ступеням старинного тайского монастыря, где ее уже ждет священник, наблюдает за движениями тайских танцоров в серебристых костюмах и масках. Пичет Клунчун с жезлом в руках изображает короля обезьян.
В путешествии по Бангкоку Марину Абрамович сопровождает маленькая девочка в головном уборе, напоминающем диковинное существо. Она как змейка струится по улицам, может пробраться в любую щелку, и грузная Марина Абрамович как-то за ней поспевает. Вместе они приходят в храм, стоят среди мерцающих свечей, даров и молящихся.
. Фильм показывают в одном из небольших залов, напоминающем альков. Из него можно перейти в другие пространства с мерцающими инсталляциями из пластика и стекла, формирующимися на ваших глазах лицами на огромных планшетах, яркими тканями, приходящими в движение от ваших шагов.