Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь». Молодой режиссер живет в Великом Новгороде. На фестиваль он не приехал, поскольку снимает там новый фильм и подвержен паническим атакам. Только в своем родном городе, по словам представителя фильма, он себя чувствует хорошо, там у него хаб. «Вдохновение» - автобиографическая картина. Отец режиссера тоже. Он потерял руку и лишился профессии, впал в депрессию.
Главный герой фильма – одиноко живущий в заброшенной и напоминающей пустыню местности старик, которого сыграл актер Новгородского театра Вячеслав Кормильцев. К пожилому художнику, единственным другом которого стала собака, периодически наведывается странный почтальон. Он является, словно из потустороннего мира, приносит посылки – картины, которые когда-то написал старик. Вслед за почтальоном приходит незнакомец и фактически их отнимает, оставляя взамен бутыль с мутным самогоном и хлеб.
Слов почти нет, но хватает высокопарности и мнимой многозначительности. В финале на смену старику придет младенец – символ продолжающейся жизни. В титрах упоминаются отрывки использованных произведений: «Граф Нулин» Пушкина, «Былое и думы» Герцена, молитва «Отче наш»…
Выпускница журфака МГУ, затем получившая кинообразование в Ирландии, а также киношколе Майка Ли в Лондоне и Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, работавшая продюсером, да еще и из кинематографической семьи (ее мама Татьяна Сарана много лет проработала в кинокомпании «Профит»), Александра Сарана сняла дебютный фильм - роуд-муви «Втроем». Впервые она оказалась по другую сторону на съемочной площадке, почувствовала большую разницу в тандеме режиссер - продюсер. Картина горячая, закончена за 16 часов до показа на фестивале. Как скажет ее продюсер Евгений Григорьев, это кино, которое не прокисает, даже если зрители его увидят только в 2025 году.
Сам Евгений Григорьев, а он не только продюсер, но и известный документалист, недавно дебютировавший в режиссуре игрового кино, вспоминал, что родился в деревне, где не было ничего, кроме клуба, и ничто в его личной судьбе не предвещало работу в кино. Он считает, что на таких библиотеках, провинциальных театрах и краеведческих музеях, показанных в фильме «Втроем», все и держится в нашей стране, а Россия – это космос.
Сценарист Светлана Штеба («Поехавшая», «Чего хочет Слава?») представляется: «Я – пермяк. Сама была такой же Дашей ( имеется в виду главная героиня фильма), руководила культурой в Перми». Опыт пригодился.
Картина снималась на базе Свердловской киностудии, но в Пермском крае, осенние красоты которого запечатлел наш выдающийся оператор Алишер Хамидходжаев. Народ там живет простой и сердечный, в меру просвещенный, с энтузиазмом работающий на культурной ниве. Какой же еще назовет свинью Анной в честь Карениной, а потом отправит ее на тушенку. Сотрудницу сельской библиотеки, где записан один читатель, сыграла актриса «Коляда-театра» Василина Маковцева. В ролях других тружеников региональной культуры тоже задействованы актеры из Екатеринбурга.
Главную роль сыграла Ирина Старшенбаум, которая, как всегда, хороша и привлекательна, даже когда зачитывает со сцены казенные тексты своей героини. Поначалу роль ей показалась малоинтересной, играть в ней было нечего. Идя навстречу пожеланиям актрисы, ее серьезно переработали. А потом долго искали достойного партнера, перебрав всех возможных кандидатов в Москве и Петербурге, пока не появился Сергей Кузнецов.
Теперь некоторые представители киноиндустрии удивляются, что взяли никому неизвестного парня в пару Старшенбаум - это ли не безумие. Все, что могли о нем вспомнить, - так это небольшую роль в «Библиотекаре». Между тем Сергей Кузнецов – прекрасный артист, ученик Камы Гинкаса, работает в Московском ТЮЗе, играет там в спектаклях своего мастера. Перед началом съемок ему поставили условие – похудеть на 8 кг. Так и прописали в контракте. Григорьев прямо сказал: «Худеешь – снимаешься».
Главная героиня Даша, которую сыграла Ирина Старшенбаум, - помощник министра культуры Пермского края. Все у нее хорошо на первый взгляд. Работа интересная. Рядом - любящий мужчина, только-только купивший квартиру на окраине, где они будут счастливо жить. Но Даша неожиданно сбегает от него, ничего не объяснив, сломя голову отправляется в командировку по Пермскому краю, где посещает подведомственные учреждения: библиотеки, дома культуры. Очнувшись после посещения бара в собственной машине, она обнаруживает за рулем молодого человека, с которым накануне познакомилась. Сергей, как позднее выяснится, - владелец бара с впечатляющим названием «Совесть». Вместе они едут в путешествие, которое окажется для них романтическим. История предсказуемая, но неплохо смотрится, а могла бы быть невероятной и вдохновляющей. А все, что касается провинциальной культуры, просто анекдотично и не вполне тактично по отношению к ней.
Экзистенциальную трагикомедию «Точка опоры» (жанр от авторов) снял Александр Андреев - актер Санкт-Петербургского театра на Фонтанке, окончивший режиссерские курсы в СПбГУКиТе у великолепного мастера Сергея Овчарова. Сценарий написан Александром Суворовым на основе личной истории. Он, как и главный герой Макс, - художник-постановщик питерской студии, получивший травму позвоночника на съемочной площадке, парализован и передвигается в коляске, фактически начал жизнь заново. Как сказано авторами, это «реальная история переоценки ценностей эгоистического мачо».
Перед трагедией мачо Макс поссорился с актрисой Диной Скворцовой, которая снимается в главной роли и отвергает его ухаживания. А снимается военная драма. Актриса в макияже, словно из салона красоты. Так и снимается сегодня кино о войне – фальшивое насквозь. Построены фанерные немецкие танки. Под массой одного из них и пострадает Макс, находящийся на грани нервного взрыва. Он не человек, а монстр, не умеет уважительно относиться к людям, все время орет. Неприятный тип. Художники-постановщики – другого сорта. Такое ощущение, что картина создавалась случайными людьми, которые о кино не имеют представления. Хотя это не так – вот что поразительно.
Главную роль сыграл Гела Месхи. Он же хороший актер, но здесь явно перебирает с красками, становится демоническим воплощением хамства, надменности и тщеславия, а потом резко меняется, пересматривает свои нравственные представления. Дочь подарит Максу «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, что выглядит комично, хотя, казалось бы, как это возможно.
Разговор после фильма был неожиданным. Зрители в восторге, многие едва сдерживали слезы, хотя на экране хватало фальши. В зале – зрители в колясках. На сцене – Александр Суворов в инвалидном кресле. Возникает разговор о том, как следует называть таких людей. Сам Суворов и его товарищ в коляске, находящийся в зале, говорят, что смешно придумывать термины из серии «ограниченные возможности», надо называть вещи своими именами – инвалид, но оптимально – человек с инвалидностью. Друг из зала вспоминает, как оказался в Польше и там не могли понять, что такое «инвалид», назвали калекой. Ничего не надо усложнять.
В августе довелось увидеть четыре фильма о людях с ДЦП и проблемами ментального развития. Два из них - на фестивале «Окно в Европу» в Выборге» - «Филателию» Натальи Назаровой и «Правила Филиппа» Романа Косова. Еще два - на «Короче». Помимо «Точки опоры» - «Чистый лист» Полины Кондратьевой, который пока лучший в калининградском конкурсе.
Короткометражный фильм «Внимание!» снял Семен Шомин - выпускник режиссерско-актерской мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСЕ, актер театра «Современник». Он очень точно, трогательно и с любовью к людям рассказал о том, что хорошо знает. Это история о провинциальном актере Диме, у которого ничего хорошего нет, а годы идут. Ему за тридцать, а он все еще играет зайчиков, коней и червей. Помреж командует: «Внимание! Черви, приготовиться!», и он с собратьями по несчастью выходит на сцену в каком-то коконе. Фильм сопровождают титры: «Всем червям посвящается».
У Димы постоянные душевные терзания и некоторые проблемы с чуткой и заботливой женой (Светлана Иванова), которая ставит в театре спектакль по фильму «Чародеи», где, опять же, ничего существенного Диме не грозит. Главную роль сыграл сам Семен Шомин. Он же написал сценарий с точными и смешными диалогами и образами. Руководитель театра Алена Бабенко произносит стандартные речи. Сорокалетняя актриса получает премию за роль Дюймовочки. Все как всегда и везде. Просто жизнь рядовых деятелей культуры.