В Калининграде показали кино, посвященное работающим на ниве культуры червям

Национальные особенности российского кино: приблизительные образы, танки из фанеры, макияж на передовой

Как минимум четыре фильма из конкурсной программы проходящего в Калининграде фестиваля дебютного кино «Короче» рассказывают о творческих людях. Один из них – о сотруднице регионального министерства культуры. Иногда это не люди, а некое приблизительное о них представление. Такое ощущение, что те, кто снимал кино, не имеют ни малейшего представления о том, кто это такие, хотя это совсем не так.  

Национальные особенности российского кино: приблизительные образы, танки из фанеры,  макияж на передовой
Кадр из фильма "Внимание!". ФОТО: Пресс-служба фестиваля

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь». Молодой режиссер живет в  Великом  Новгороде. На  фестиваль он не приехал, поскольку снимает там  новый  фильм и подвержен паническим атакам.  Только в своем родном городе, по словам представителя фильма, он себя чувствует хорошо, там у него хаб.  «Вдохновение» -  автобиографическая картина.  Отец режиссера тоже. Он потерял руку и лишился профессии, впал в депрессию. 

Главный герой фильма – одиноко живущий в заброшенной и напоминающей пустыню местности  старик, которого  сыграл актер Новгородского театра Вячеслав Кормильцев. К пожилому художнику, единственным другом которого стала собака,  периодически наведывается странный почтальон. Он является, словно из потустороннего мира,  приносит посылки – картины, которые когда-то написал старик. Вслед за почтальоном приходит незнакомец и фактически их отнимает,  оставляя взамен бутыль с мутным самогоном и хлеб. 

Слов почти нет, но хватает высокопарности и мнимой многозначительности.  В финале на смену старику придет младенец – символ продолжающейся жизни. В титрах  упоминаются отрывки использованных  произведений: «Граф Нулин» Пушкина, «Былое и думы» Герцена, молитва «Отче наш»…

Кадр из фильма "Точка опоры". ФОТО: Пресс-служба фестиваля

Выпускница  журфака МГУ,  затем получившая кинообразование в Ирландии,  а также  киношколе Майка Ли в Лондоне и Школе документального кино и театра  Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, работавшая продюсером, да еще и из  кинематографической семьи (ее мама Татьяна Сарана много лет проработала в кинокомпании «Профит»), Александра Сарана сняла  дебютный фильм - роуд-муви  «Втроем». Впервые она оказалась по другую сторону на съемочной площадке, почувствовала большую разницу в тандеме режиссер - продюсер. Картина горячая,  закончена за 16 часов до показа на фестивале. Как скажет ее продюсер Евгений Григорьев, это кино, которое не прокисает, даже если зрители его увидят только в 2025 году.

Сам  Евгений Григорьев, а он не только продюсер, но  и известный документалист, недавно дебютировавший в режиссуре игрового кино,  вспоминал, что родился в деревне, где не было ничего, кроме клуба,  и ничто в его личной судьбе не предвещало работу в кино. Он считает, что на таких библиотеках, провинциальных театрах и  краеведческих музеях, показанных в фильме «Втроем»,  все и держится в нашей стране, а Россия – это космос. 

Сценарист Светлана Штеба («Поехавшая», «Чего хочет Слава?») представляется: «Я – пермяк. Сама была такой же Дашей ( имеется в виду  главная героиня фильма), руководила культурой в Перми». Опыт пригодился. 

Картина снималась на базе Свердловской киностудии, но в Пермском крае, осенние красоты  которого запечатлел наш выдающийся оператор Алишер Хамидходжаев.  Народ там живет простой и сердечный, в меру  просвещенный, с энтузиазмом работающий на  культурной ниве. Какой же еще назовет свинью Анной в честь Карениной, а потом отправит ее на тушенку. Сотрудницу сельской библиотеки, где записан один читатель, сыграла актриса «Коляда-театра» Василина Маковцева. В ролях других тружеников региональной культуры тоже задействованы актеры из Екатеринбурга. 

Главную роль сыграла Ирина Старшенбаум, которая, как всегда, хороша и привлекательна, даже когда зачитывает со сцены казенные тексты своей героини. Поначалу роль ей показалась малоинтересной, играть  в ней было нечего.  Идя навстречу  пожеланиям актрисы, ее серьезно переработали. А потом долго искали достойного партнера, перебрав всех возможных кандидатов в Москве и Петербурге, пока не появился Сергей Кузнецов. 

Сценарист Александр Суворов и режиссер Александр Андреев представляют фильм "Точка опоры". ФОТО: Пресс-служба фестиваля

Теперь некоторые представители киноиндустрии удивляются, что взяли никому неизвестного парня в пару Старшенбаум - это ли не безумие. Все, что могли о нем вспомнить, - так это  небольшую роль в «Библиотекаре».  Между тем Сергей Кузнецов – прекрасный артист, ученик Камы Гинкаса, работает в Московском ТЮЗе, играет там в спектаклях своего мастера. Перед началом съемок ему  поставили условие – похудеть на 8 кг. Так и прописали в контракте. Григорьев  прямо сказал: «Худеешь – снимаешься».  

Главная героиня Даша, которую сыграла Ирина Старшенбаум, - помощник министра культуры Пермского края.  Все у нее хорошо на первый взгляд. Работа интересная. Рядом - любящий мужчина, только-только купивший квартиру на окраине, где они будут счастливо жить.  Но Даша неожиданно сбегает от него, ничего не объяснив, сломя голову  отправляется в командировку по Пермскому краю, где посещает подведомственные  учреждения: библиотеки, дома культуры. Очнувшись после посещения бара в собственной машине, она обнаруживает за рулем молодого человека,  с которым накануне познакомилась. Сергей, как позднее выяснится, - владелец бара с впечатляющим названием «Совесть». Вместе они едут в путешествие, которое окажется для них романтическим. История предсказуемая, но неплохо смотрится, а могла бы быть невероятной и вдохновляющей. А все, что касается провинциальной культуры,  просто анекдотично и не вполне тактично по отношению к ней. 

Экзистенциальную трагикомедию «Точка опоры» (жанр от авторов) снял Александр Андреев -  актер Санкт-Петербургского театра на Фонтанке, окончивший режиссерские курсы в СПбГУКиТе у великолепного мастера Сергея Овчарова. Сценарий написан Александром Суворовым на основе  личной истории. Он, как и главный герой Макс, - художник-постановщик питерской студии, получивший травму  позвоночника на съемочной площадке, парализован и передвигается в коляске,  фактически начал жизнь заново. Как сказано авторами, это «реальная история переоценки ценностей эгоистического мачо».

Перед трагедией мачо Макс поссорился с актрисой Диной Скворцовой, которая снимается в главной роли и отвергает его ухаживания. А снимается военная драма. Актриса в макияже, словно из салона красоты. Так и снимается сегодня кино о войне – фальшивое насквозь. Построены фанерные немецкие танки. Под массой одного из них и пострадает Макс, находящийся на грани нервного взрыва. Он не человек, а монстр, не умеет уважительно относиться к людям, все время орет. Неприятный тип. Художники-постановщики – другого сорта. Такое ощущение, что картина создавалась случайными людьми, которые о кино не имеют представления. Хотя это не так – вот что поразительно.

Кадр из фильма "Втроем". ФОТО: Пресс-служба фестиваля

Главную роль сыграл Гела Месхи. Он же хороший актер, но здесь явно перебирает с красками, становится демоническим воплощением хамства, надменности и тщеславия, а потом резко меняется, пересматривает свои нравственные представления. Дочь подарит Максу «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, что выглядит комично, хотя, казалось бы, как это возможно. 

Разговор после фильма был неожиданным. Зрители в восторге, многие едва сдерживали слезы, хотя на экране хватало фальши. В зале – зрители в колясках. На сцене – Александр Суворов в инвалидном кресле.  Возникает разговор о том, как следует называть  таких людей. Сам Суворов и его товарищ в коляске,  находящийся в зале,  говорят, что смешно придумывать термины из серии «ограниченные возможности», надо называть вещи своими именами – инвалид, но оптимально – человек с инвалидностью. Друг из зала вспоминает, как оказался в Польше и там не могли понять, что такое «инвалид», назвали калекой.  Ничего не надо усложнять. 

В августе довелось увидеть  четыре фильма о людях с ДЦП и проблемами ментального развития. Два из них - на фестивале «Окно в Европу» в Выборге» -  «Филателию» Натальи Назаровой и «Правила Филиппа» Романа Косова. Еще  два - на «Короче». Помимо «Точки опоры» - «Чистый лист»  Полины Кондратьевой, который пока лучший в калининградском конкурсе. 

Короткометражный фильм «Внимание!» снял Семен Шомин - выпускник режиссерско-актерской мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСЕ,  актер театра «Современник». Он очень точно, трогательно и с любовью к людям  рассказал о том, что хорошо знает. Это история о провинциальном актере  Диме, у которого  ничего хорошего нет, а годы идут. Ему за тридцать, а он все еще играет зайчиков, коней и червей. Помреж командует: «Внимание! Черви, приготовиться!», и он с собратьями по несчастью выходит на сцену в каком-то коконе. Фильм сопровождают титры: «Всем червям посвящается».

У Димы постоянные душевные терзания и некоторые проблемы с чуткой и заботливой женой (Светлана Иванова), которая ставит в театре спектакль по фильму «Чародеи», где, опять же, ничего существенного Диме не грозит.  Главную роль сыграл сам Семен Шомин.  Он же написал сценарий с точными и смешными диалогами и образами.  Руководитель театра Алена Бабенко произносит стандартные речи. Сорокалетняя актриса получает премию за роль Дюймовочки. Все как всегда и везде. Просто жизнь рядовых деятелей культуры. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29347 от 26 августа 2024

Заголовок в газете: Черви культуры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру