В Выборге победил мультфильм, героиню которого режиссер встретил на Курском вокзале с морскими свинками

Российская анимация запечатлела сказочную жизнь вполне реальных героев

На 32-м фестивале российского кино «Окно в Европу», завершившемся  в Выборге, лучшим анимационным фильмом стал 10-минутный «Ручей, бегущий в горы» Александра Храмцова.  Российская анимация давно уже преимущественно девичья, и жюри было женское во главе с режиссером  Светланой Филипповой, но победили в основном мужчины.

Российская анимация запечатлела сказочную жизнь вполне реальных героев
Кадр из фильма "Ручей, бегущий в горы". Пресс-служба фестиваля

«Ручей, бегущий в горы» уже назван  лучшим короткометражным фильмом на главном отечественном анимационном фестивале в Суздале. .Александр Храмцов работал художником-постановщиком на картинах «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского,  «Кощей. Похититель невест» Романа Артемьева, на сериалах «Маша и Медведь», «Оранжевая корова», франшизе «Белка и Стрелка». Он - главный художник анимационной премии «Икар».

Его режиссерский дебют состоялся  в 1995 году, о чем многие уже забыли. Это была анимационная картина  «Фердинанд VIII». Спустя годы Александр Храмцов  снял  «Ручей, бегущий в горы» по собственному сценарию, сам работал на нем как художник-постановщик при поддержке жены и художника Юлии Храмцовой, с которой вместе  эмоционально и искренне  представлял фильм  в Выборге. 

«Мы взрослые люди, - сказала  Юлия Храмцова. -  Наши дети выросли, стали самостоятельными, и теперь мы живем нашими собаками. Одна из них стала псом в «Ручье, бегущем в горы». Наши герои нарисованы на бумаге. Мы делаем кино о своих собаках, которых очень любим. Их можно увидеть не только в наших фильмах, но в книгах, которые Саша иллюстрирует. Наша  Чапа – это  Стрелка в «Белке и Стрелке». 

«Наш фильм сделан в технике живого рисунка, на бумаге. Это ручная работа, - добавил Александр Храмцов. - Прообразом главного героя стал наш пес по кличке Миша».  

Вместе с авторами мы попадаем в грузинскую деревню, расположенную высоко в горах. Туда приезжает на лето к бабушке девушка, привлекающая внимание местных мужчин. Когда-то она тоже  жила в этой деревне, но потом  уехала в город. Как рассказали Александр и Юлия, образ бабушки родился благодаря реальной пожилой женщине,  которую они увидели на Курском вокзале в Москве. Она там сидела с ведром, а в нем находились две морские свинки Элоиз и Макс. И так почти всегда появляются на свет герои. К примеру, прообразом Толика из «Ку! Кин-дза-дзы»  стал сам Александр Храмцов.

Пес Гора, который своего рода хранитель горной деревни, тоже влюбляется в приезжую девушку. А когда она возвращается  в город, он отправится вслед за ней.  Но город ему кажется враждебным, чужим. Он  застроен  безликими высотными домами, а между ними снуют люди и автомобили. Пес так растерян, что  забывает в  шуме и суете о том, зачем он сюда приехал. Спасением для него станет  отара овец из его родной  горной деревни.

Это очень нежная и непредсказуемая картина, стремительная и чувственная. Пожалуй, ничего лучше и не было в нынешнем выборгском конкурсе. 

Спецприз получил 13-минутный фильм «Спать хочется», снятый известным  режиссером Игорем Волошиным по собственному сценарию и по мотивам одноименного рассказа Чехова. Жюри его отметило «за убедительный образ всеобщего оцепенения».

Кадр из фильма "Спать хочется". Пресс-служба фестиваля

Премьера «Спать хочется» состоялась на анимационном фестивале  Animaze в Монреале в 2023 году. Игорь Волошин снимал  его, как если бы это был  игровой фильм.  

13-летняя девочка Варька живет в доме сапожника. Она там и нянька, и по хозяйству помогает. Она и сама еще ребенок, а потому быстро устает. Ее  единственное желание – поскорее уснуть. А как тут уснешь, когда младенец все время плачет, сколько его не укачивай. Девочка подобна рабыне, и это больше всего волновало режиссера. Плач младенца превращается в кошмар, и Варька сделает страшный выбор. Почему она такая бессердечная и жестокая? Такой ее сделали взрослые. 

Тут все пребывают в полусне или глубоком сне. Жизнь стала как вата, как туман, в котором притупляются  мысли и чувства. Роли озвучивали Ольга Симонова, Анна Михалкова, Ольга Лапшина,  Федор Бондарчук, Максим Суханов, Михаил Евланов и сам Игорь Волошин. Он - актер по образованию, работал в театре, начинал с документального кино  и уже в начале своей карьеры участвовал в крупнейшем документальном фестивале  IDFA в Амстердаме. Игорь снял игровые картины «Я», «Бедуин», «Нирвана», «Медея», «Повелитель ветра», сериалы «Ольга», «Физрук». Пожалуй, нет другого режиссера, который бы так успешно освоил  анимацию,  неигровое и художественное кино. 

Особого упоминания жюри удостоен 5-минутный «Дождь-подросток» Марии Савенковой «за легкое касание темы одиночества, за умение отпускать и жить на паузе чувств». Фильм также был  отмечен как лучший дебют на фестивале в Суздале. 

Кадр из фильма "Дождь-подросток". Пресс-служба фестиваля

Однажды, находясь в своей холостяцкой квартире, взрослый и очень колоритный мужчина почувствовал сквозняк. В его голове пронеслись с ветерком яркие мгновения  прошлой жизни. Запоминающаяся бытовая среда - на столе хлеб с маслом, яичница, мандарины, закипающий чайник  – абсолютно живая,  вибрирующая.  Одинокий мужчина с мощным торсом и в черной майке  переживает целую гамму чувств, и это трогательно и забавно показано.

7-минутный фильм «Не включайте свет» Алексея Игнатова также получил особое упоминание жюри «за безошибочное понимание синоптического языка детства». Он состоит из четырех крохотных новелл, основанных на стихах современных поэтов, и затрагивает тему взаимоотношений детей и их родителей. Вот ребенок читает собственные стихи со сцены на детском празднике. Они странные и совсем не детские по смыслу. Перепуганные родители быстро уводят свое чадо  со сцены, не дав дочитать до конца его вирши. А вот женщина в метро – молодая и красивая.  «Маму зовут Оля» - сообщается зрителю. Эта милая дама способна нанести ребенку  травму. А мир вокруг такой волшебный. Вдруг появится в самый неожиданный момент  красавец конь, возникнут сказочные образы во вполне реальной жизни. В анимации возможно любое чудо.  Были фильмы, где оживали иконы и боги становились похожими на космонавтов, а ухажер матери становился  в воображении ребенка волком.

Кадр из фильма "Не включайте свет". Пресс-служба фестиваля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру