Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии
— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?
— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли дома-пятистенки. Но позже, во время моей поездки в Крым, я узнал другую версию: хозяева гостиницы, где я остановился, были крымские татары, и с моей фамилией они меня приняли за своего. На их языке это означает «пять домов», так звали богатых людей. Я им отвечал, что я не татарин. Ну сами посмотрите на меня: светлые волосы, голубые глаза. А они в ответ угощали пловом, катали на конях, приговаривая: «Ты наш».
Затем на одном сайте со списками и информацией о репрессированных я нашел множество своих однофамильцев. Их имена русские, хотя есть и татарские. А источники информации о них — «Книга греков Мариуполя», «Книга греков Донецка», «Книга греков Крыма». На этих территориях действительно жили и греки, и татары, и все как-то так переплелось… Я думаю, конечно, что у меня больше греческих корней. Но крымские татары фамилию Бешевли приняли за свою. Кстати, еще в Турции я видел эту фамилию. Возможно, есть корни и там.
— А не воспринимают ли окружающие ваше имя как псевдоним?
— Довольно редко, но бывали случаи, когда считали мою фамилию псевдонимом. А еще умная колонка все время неправильно ставит ударение. В детстве меня очень напрягало, что меня дразнили из-за фамилии, нарочно ее коверкали, но сейчас я отношусь к подобным шуткам с юмором и радуюсь, что фамилия необычная — меня легко найти.
Это проблема музыковедов, что эту музыку стали так называть
— Вашу музыку относят к неоклассике и минимализму. В музыковедении неоклассика — это течение, к которому относят музыку Стравинского, Прокофьева. Но сегодня, очевидно, под этим термином понимается нечто другое. Так что такое неоклассика?
— Сегодня действительно есть две разные неоклассики. Изначально это музыкальное течение, распространенное в XX веке. А еще это современное явление. Так в Интернете повелось, что музыку, как моя, стали называть неоклассикой. Это удобное название для тех, кто не знает, что на самом деле неоклассика, например, Первая симфония Прокофьева. Логика тут такая: звучит фортепиано, выступает такой-то композитор в концертном зале, значит, это современная классика, то есть неоклассика. И в Интернете это название прижилось и органично вошло в сознание людей. Иногда я поправляю, объясняю, но вообще проблема музыковедов, что такую музыку так стали называть. Недавно видел видео Анны Виленской (популярный YouTube-блогер-музыковед. — М.Ч.), где она рассказывает про минимализм. В нем музыку Людовико Эйнауди она относит к сентиментальному минимализму. Неплохо, но тоже не совсем точно.
Еще слышал, что нашу музыку называют неоромантизмом. Тоже странно, ведь есть постромантизм, к которому относится, например, Вагнер, далекий от меня. Во главу угла я ставлю мелодию и выстраиваю вокруг нее все остальное. Потому что мелодия — самое сильное музыкальное высказывание. Думаю, и люди ощущают ее прежде всего, она им откликается. Поэтому обычному человеку проще назвать музыку, подобную моей, неоклассикой. Еще один, более простой вариант объяснения, что такое неоклассика: музыка из фильма «1+1».
— А как появилась нынешняя неоклассика?
— Родоначальником как раз можно считать вышеупомянутого итальянского композитора Людовико Эйнауди. По окончании консерватории он очень много пробовал себя в разных жанрах, в академической музыке. После нескольких лет поиска стиля нашел себя в направлении, которое в Интернете позже и назвали неоклассикой, — стал выпускать альбомы и быстро набрал популярность. Он, пожалуй, самый яркий неоклассик, его творчество хорошо знают и в России в том числе. Как раз его музыка звучит в фильме «1+1». Второй значимый представитель течения — Ян Тирсен, его музыка звучит в фильме «Амели». Это два главных зарубежных композитора-неоклассика.
В России первопроходцем, первым неоклассиком можно считать Евгения Гринько. Популярность он приобрел в 2010 году благодаря YouTube, выложив туда свою пьесу «Вальс»: он исполняет ее на фортепиано в поле, держа сигарету во рту. Сделано очень красиво, качественно и необычно — до него в России такое никто не делал.
— А кто ваши музыкальные ориентиры?
— Из современных композиторов никого не нахожу и в общем-то не ищу. Мне ближе советская музыка — Борис Чайковский, Валерий Гаврилин. Георгий Свиридов мой самый любимый композитор. В последнее время вдохновляют они.
— Вы пишете музыку для фортепиано и для камерных ансамблей. Владеете ли другими инструментами?
— «Владею» — громко сказано. Помимо фортепиано немного играю на гитаре. Первую гитару мне мама купила в московском ГУМе, когда мы были здесь проездом, по пути на море. А с фортепиано история забавная. Игре на клавишах я обучился в музыкальной школе, но там мне было скучновато. А позже, когда стал постарше, начал помогать бабушке дежурить в детском садике. Там было фортепиано, за которым я иногда баловался и подбирал на слух музыку папы (отец Ильи — красноярский композитор Валерий Бешевли. — М.Ч.), ноты не открывал, лень было. Позже стал сочинять что-то свое, вдохновленное Яном Тирсеном, Людовико Эйнауди. Вообще, я тогда слушал инди — что-то редкое искал, эксклюзивное. А потом неоклассикой увлекся. Так и появились первые сочинения.
— Есть ли планы выйти за рамки минимализма, пробовать другие тембровые решения? Может, есть идеи произведений для голоса?
— Я к этому не стремлюсь, слишком уж я для этого аморфный, ленивый. В нише со струнными и фортепиано я чувствую себя свободно. Уходить куда-то в другую сторону не хочется. Это другая специфика. Сейчас музыка меняется в сторону упрощения, примитивизации. Крупная форма сейчас мало кому нужна.
Мне хочется, чтобы моя музыка исполнялась, поэтому мне важны концерты. А большое количество музыкантов усложняет организацию выступлений. Пытаться что-то сделать, чтобы войти в историю музыки, как-то нарочито выделиться — это не для меня. Сейчас как будто не время великих людей. Разве что за редким исключением, например, Паоло Соррентино. Все остальное искусство сегодня зачастую фоновое.
Но справедливости ради стоит признать, что у нас в России есть еще красота в искусстве: живут еще традиционная живопись, мелодия. Я тут на днях так порадовался, когда во время прогулки в Царицыне увидел достаточно много людей на пленэре, ценно, что все они умеют держать кисть в руках.
Ответ был резко положительный: «Хоть крокодила!»
— Вы переехали из Красноярска в Москву. Как столица поменяла вашу жизнь?
— Прежде всего я оторвался от мамы. Первые полтора года жил в общежитии Гнесинки. Там было тяжко. Например, когда сломалась единственная на 16-этажное общежитие душевая комната, то мальчикам и девочкам приходилось мыться посменно. А еще как-то раз объявили всеобщую травлю тараканов, и в общежитие пришли «космонавты», попросили все вещи сложить в мешки, чтобы защитить одежду от химикатов. Меня это так разозлило, что я нашел съемную квартиру и переехал, — и не жалею. А внутри меня Москва тоже поменяла — стал самокритичным и понял, что мне есть куда стремиться. Но настоящих друзей в столице я так и не обрел.
Московский скоростной ритм жизни для меня плюс, потому что я довольно ленивый и аморфный человек, а такой темп жизни мне придает ускорение. Особенно сильный пинок ощутил в первые два года, когда надо было что-то делать, чтобы выжить. Пришлось покинуть зону комфорта.
— В ваших социальных сетях часто мелькает ваш кот. Как он у вас появился? Вы привезли его из дома или нашли уже в Москве?
— Кот Масик, или Масилий. Когда я нашел съемную квартиру, то заранее уточнил у хозяина, можно ли мне будет завести кота. Ответ был резко положительный: «Хоть крокодила!». Я не хотел ждать, когда вырастет котенок, поэтому сразу искал взрослого кота. На одном сайте увидел объявление о том, что отдают котика, и понял: «Мой». Договорился, приехал и забрал. Мне кажется, что ему со мной очень повезло. Дело в том, что он успел «попутешествовать»: его хозяйка умерла, его забрали ее родственники, но себе оставить никак не могли — семья и без того большая. И тут его нашел я. Так и живем вместе с 2016-го. А до Масилия у меня был Персик, который жил со мной в Красноярске. Его история появления у нас тоже трогательная. Мама на остановке увидела женщину, которая продавала котят-дворняжек по 10 рублей, и не смогла просто пройти мимо. Домой вернулась с Персиком. Так что это не первый опыт усыновления котов в нашей семье.
Обязательно к просмотру
— Назовите свой топ фильмов с классной музыкой, обязательных к просмотру.
— «Гарри Поттер» с музыкой Джона Уильямса — первое, что приходит на ум. Вообще, не каждый режиссер готов отдавать внимание зрителя музыке, поэтому это должны быть серьезные режиссеры, работающие в тандеме: Михалков—Артемьев, Лиознова—Таривердиев, Рязанов—Петров. Вспомнить только сцену встречи Штирлица с женой в кафе: вот как музыкой выразить, что два человека, не имея возможности поговорить, так много сказали друг другу? Таривердиеву удалось! Еще пример: «Свой среди чужих, чужой среди своих». Из зарубежных хороший фильм Сэма Мендеса с музыкой Томаса Ньюмана «Красота по-американски», мне очень нравится. Сделано великолепно, самобытно, классно, легко и глубоко при этом. Но это фишка Томаса Ньюмана — он умеет делать такую киномузыку, которая будет интересна сама по себе. А вот мой любимый Паоло Соррентино зачастую берет уже готовую музыку. Хотя был у него фильм «Молодость» с музыкой Дэвида Лэнга, современного минималиста, — неплохо. А так, большинство саундтреков сейчас фоновые настолько, что зачастую музыка в кино меня не впечатляет.