Александра Урсуляк выступила на крыше павильона «Рабочий и колхозница»

Декорацией стали пылающий закат и уходящее в ночь солнце

 На VII Международном фестивале искусств «Вдохновение» актриса Александра Урсуляк была куратором театральной программы, в которую вошли спектакли из Латинской Америки, Греции, Ирана, Перми и Петербурга. Она и сама вышла на сцену под небесами, откуда открывались панорама вечерней Москвы и необычный ракурс на скульптуру «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Декорацией стали пылающий закат и уходящее в ночь солнце
Александра Урсуляк спела на крыше.

Винтажный спектакль-концерт «Хорошие песни», который можно назвать и музыкальным стендапом, поставлен режиссером Алексеем Золотовицким. Название, наверное, не самое впечатляющее, все равно, что «Доброе кино», но все остальное продумано до мелочей, сделано с любовью и беспроигрышно воздействует на публику. 

Александра Урсуляк вышла на небольшую сцену на крыше павильона «Рабочий и колхозница» в прелестном красном платье с черными воздушными рукавами-воланами, прической в духе звезд «золотой поры» Голливуда, напоминая отчасти Грету Гарбо. «Я никогда здесь не была. Впервые выступаю в таком месте. Какая красота! Можно я иногда буду оглядываться, чтобы любоваться закатом?» — сказала актриса, сразу же нарушив границы сцены и зала и задав интонацию разговора без барьеров.

За ее спиной открывалась дивная панорама, менявшаяся по ходу концерта. На смену пылающему закату, оранжевому солнцу, уходившему в ночную бездну, с наступлением сумерек пришли огни большого города. На сцене возник неожиданный спецэффект голубого свечения вокруг головы актрисы, напоминающего нимб. Небеса были так необыкновенны, что казались декорацией. Было в этом что-то мистическое.

Выступление сопровождал джаз-банд под управлением Акопа Хачаряна: гитара, бас-гитара, на которой играл музыкант с кинематографическим именем Алексей Балабанов, ударные, электророяль. Прозвучали 15 запланированных песен о любви Вениамина Баснера, Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Раймонда Паулса, те, что пела Эдит Пиаф, и одна на «бис».

Необычный ракурс «Рабочего и колхозницы».

Как в песне на стихи Матусовского «Это было недавно» из фильма «Друзья и годы» — «на вечернем сеансе… пела песню актриса на чужом языке» — Урсуляк запела на французском и английском. Прозвучала «Помнишь ли ты, Барбара, как над Брестом шел дождь с утра…» из картины «Судьба резидента», написанная Микаэлом Таривердиевым — любимым композитором отца. Как скажет Александра, они нашли с Таривердиевым друг друга, и его музыка звучит в фильмах Сергея Урсуляка. Исполнила она и музыкальные отрывки из своих театральных ролей — Кабирии из «Ночей Кабирии» в Театре им. Пушкина в постановке Аллы Сигаловой и Салли Боулз из мюзикла «Кабаре» в Театре Наций в постановке Евгения Писарева.

Песни перемежались с артистическими монологами о родителях и детях, первых радостях и былых возлюбленных (очень смешной рассказ о том, как «отринул» Александру молодой человек и обрек ее на девичьи страдания), о том, как незаметно пронеслось двадцать лет в Театре имени Пушкина, ставшем вторым домом. Именно там Урсуляк впервые в театре запела в «Ночах Кабирии».

Александра вспоминала, как жила вдвоем с мамой — актрисой Галиной Надерли. В один из вечеров они смотрели по телевизору диковинный танец. После этого Саше бабушка сшила такую же юбку-клеш, в какой была бразильская исполнительница. Названия танца мы пока не знаем. Можем только догадываться. Но к нему еще вернемся.

Воспитанием девочки активно занимались бабушки и дедушки. Их система кардинально отличалась. Если одна бабушка постоянно укутывала внучку в страхе, что она простудится, то вторая, напротив, всячески закаляла.

Отец Александры, а он, как скажет дочь, — большой шутник, подарил ей на свадьбу конверт с долларами, сопроводив его пожеланием: «Дети, поздравляю с вашим первым браком». И как в воду глядел. Брак со временем распался, но подросли две дочери Анна и Анастасия, теперь уже взрослые девушки. А потом была новая встреча с Андреем, которому Урсуляк подарила сына.

«Ты не печалься, ты не прощайся, все впереди у нас с тобой», «Сколько моря, сколько света… Неужели это мне одной» — прозвучат советские песни, которые исполняла когда-то Майя Кристалинская. Они спасали Александру Урсуляк от депрессии, пока она находилась в роддоме. Но это было в юности. 

Актриса вспоминала, как в молодости предлагали ей кинороли из серии «мальчик, ты сдачу забыл», а теперь она стала востребованной, и чаще всего достаются роли «какой-то матери» — хорошей, злой... Она и в жизни многодетная мать, а потому бесплатно и с радостью катается на автобусе. Может быть, и не катается, но прозвучал рассказ трогательно и забавно. Популярная советская песня «Это было недавно, это было давно» в финале плавно перетекла в ламбаду, с которой все и началось, закольцевала вечер под открытым небом.

Важно, что Александра Урсуляк ни разу не перешла тонкую грань и не утонула в потоке, не заигрывала с публикой. Все было естественно и просто, с изящной самоиронией, без манерности и надменности. Казалось бы, элементарная вещь, что здесь сложного, но, увы, иногда даже народные артистки бывают бестактными. Сколько лет прошло, а вспоминается, как одна питерская звезда между высококлассным чтением стихов Ахматовой и Цветаевой умудрялась обижать скромных провинциальных учителей просто потому, что не в состоянии преодолеть гордыню и справиться с дурным настроением. В одном из монологов Александра Урсуляк как раз и говорит о том, что ее профессия предполагает выход на сцену в любом состоянии, когда у артиста плохое самочувствие, личные неприятности. 

Урсуляк вдохновила зрителей. Теперь те, кто прежде не видел ее на сцене и в кино, непременно пойдут на ее спектакли. Об этом люди говорили после концерта, спускаясь в лифте с крыши.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29335 от 8 августа 2024

Заголовок в газете: Александра Урсуляк в гостях у солнца

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру