Прощальный выставочный проект Аркадия Ипполитова связали с русской ярмаркой

В нижегородском пакгаузе изучают искусство торга, гулянья и балагана

В одном из нижегородских пакгаузов на Стрелке проходит выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»», рассматривающая культурный феномен ярмарки и его отражение в изобразительном искусстве. Это последняя кураторская работа искусствоведа Аркадия Ипполитова, прерванная его внезапной кончиной в ноябре 2023 года, за полгода до открытия выставки. 

В  нижегородском пакгаузе изучают искусство торга, гулянья и балагана
Так выглядят пакгаузы.

На ее создание потребовался год и работа с более чем 30 музеями – государственными и частными.   А предложила Аркадию Ипполитову придумать что-то необычное для Нижнего Новгорода Зельфира Трегулова, к тому времени покинувшая Третьяковскую галерею. Так эстет и знаток итальянского искусства под финал своей жизни зашел на территорию русской ярмарки.  

Разместилась выставка там, где когда-то шумела знаменитая Нижегородская ярмарка, конкретно в том месте, где продавали колокола. Представленная теперь картина  «Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд» Алексея Боголюбова 1962 года из собрания Нижегородского художественного музея – тому подтверждение. Сегодня здесь располагаются недавно отреставрированные пакгаузы  - ажурные металлические конструкции, уцелевшие с 1896 года, когда в Нижнем проходила   Всероссийская промышленно-художественная выставка. Позднее их перенесли и использовали как склад. И только накануне чемпионата мира по футболу - 2018 обнаружили и возродили. Так появилось новое выставочное пространство на слиянии Волги и Оки. 

Константин Маковский. "Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге".

В одном из двух сохранившихся пакгаузов и проходит выставка из более сотни произведений древнерусской иконописи, живописи, графики из фондов Русского музея, Третьяковки, музеев больших и малых городов от Рыбинска до Нижнего Тагила. Пятнадцать работ предоставил  Нижегородский художественный музей.

Главная святыня - икона покровителя Нижегородской ярмарки преподобного Макария Желтоводского  и Унженского, написанная в 1661 году русским иконописцем Симоном Ушаковым. В обычное время она хранится в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике.  

Рядом с иконой разместили еще одно сокровище - «Портрет Ф.И. Шаляпина» кисти Бориса Кустодиева, предоставленный Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. В Нижнем Шаляпин бывал не раз, а его портрет экспонируется впервые. Знакомству с картиной посвятили отдельное мероприятие в деревянных Заповедных кварталах. Там сохранился дом, где жил Максим Горький, и с его балкона пел Шаляпин, собирая толпы зевак. Координатор выставки Сабина Мельник в дворике квартала прочитала лекцию об истории одного портрета. 

У портрета Шаляпина и иконы Макария Желтоводского.

На нем знаменитый бас стоит во весь свой немалый рост - 1 метр 90 см – на фоне веселой зимней ярмарки. У ног исполина где-то в  сугробах изображены его секретарь и две дочки. Одна из них держит на руках маленькую обезьянку. Увидев  Федора Ивановича в 1922 году в роскошной шубе из магазина национализированных товаров, Кустодиев сам предложил ему написать портрет. К тому времени художник уже с трудом передвигался в коляске. Покидая Россию в том же 1922-м, Шаляпин забрал  портрет с собой и не расставался с ним. И хотя Нижний Новгород славится богатой коллекцией работ Бориса Кустодиева, появление портрета Шаляпина в экспозиции стало событием. 

Тем, кто интересуется историей Нижегородской ярмарки, многие визуальные образы покажутся любопытными. Сохранились работы очевидцев той поры, которые в них задокументировали время.  На картине Георга-Эмануэля Опица можно увидеть, как выглядела Макарьевская ярмарка еще под Нижним в 1815-1816 годах до переноса в город. Тогда она располагалась у стен Макарьевского монастыря, куда теперь можно в любой момент отправиться по земле или по воде. Эта работа предоставлена «Галереей Византия». Вот уж где смешение лиц и разных народов, людей и животных. Диковинный верблюд, собаки, лошади, поражающие восточные одежды - какая-то «1001 ночь». 

Посетитель словно проходит по ярмарочным рядам, заглядывает в лавки. Внимание привлекает рекламный щит шляпного ателье 1912 года из частного собрания. На нем изображение дамы в широкополой шляпе, украшенной воздушным бантом и брошью. Есть вывеска гастрономической  лавки «Ветчина/Колбаса» второй половины 1910-х. Весь товар – на стенах: две «съестные» работы Петра Кончаловского - «Хлебы на фоне подноса» 1912 года из Рыбинского музея-заповедника и «Хлебы на синем» 1913-го из Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых. Рядом - «Натюрморт с рыбами» Ильи Машкова 1916 года из Нижегородского художественного музея. Здесь очевидно влияние низового ярмарочного искусства на художников «Бубнового валета».  

Петр Кончаловский. "Хлебы на фоне подноса".

По ходу прогулки открывается панорама самых разнообразных народных гуляний с балаганами и каруселями в разное время года в Туле, Нижнем, Петербурге… У «Народного гулянья во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» кисти Константина Маковского из собрания  Русского музея стоят по полчаса, разглядывая детали. Почти каждый обращает внимание на лицо незнакомки, инородной в толпе. Это портрет жены художника, которая для него как талисман. Много работ Кустодиева: «Карусель», «Масленицы», «Вербный торг у Спасских ворот в Москве», каждодневная жизнь ярмарки с ее завсегдатаями – продавцом ковров, булочником, половым, купцом  в шубе. 

Есть и одна из версий идущих вброд бурлаков Ильи Репина, которые тоже были неотъемлемой частью ярмарки. На картине «По канату» Леонида Соломаткина 1886 года из ГМИИ им. А.С. Пушкина изображена девочка в воздушном платье, которая на потеху стоящей под ней публике идет по высокому канату без всякой страховки. В «Петрушке» Соломаткина 1882 года, привезенном из Саратовского художественного музея им. Радищева, запечатлена типичная для того времени ярмарочная сценка. На представление любимого народом персонажа собирается простой люд с мешками за плечами, коробами и метлами.  

Неизвестный иранский художник. "Женщина у окна".

Тему Петрушки развивает и Александр Бенуа в эскизах 1921 года к одноименному балету Игоря Стравинского, предоставленных музеем Большого театра. Здесь же «Торговка бубликами», «Торговец пряниками»… Атмосферу ярмарки Бенуа впитал с детских лет и чудесно ее описал в своих мемуарах, мимо которых не проходит ни один исследователей ярмарочной культуры. Выставку сопровождают связанные с ней литературные фрагменты, оставленные разными писателями и очевидцами, вплоть до князя И.М. Долгорукова и маркиза Альфонса де Кюстина, посетивших нижегородское торжище. 

Один из самых самобытных персонажей выставки - Стенька Разин Николая Мамонтова на одноименной картине 1829 года из Омского музея изобразительных искусств им. М. Врубеля. Он одет в красную рубаху и черные сапожки на высоких каблуках, обнимает полуобнаженную красавицу княжну и напоминает театрального персонажа. А рядом - «Женщина у окна» неизвестного иранского  художника  из Музея Востока. Она чем-то перекликается с пассией Разина. 

Николай Мамнотов. "Степан Разин".

Великолепны портреты купцов и купчих - целые купеческие семьи с детьми. Они занимают всю стену. Есть портреты, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к заданной теме, но выражают дух русской ярмарки и веселья. Подобно огненной «Бабе в желтом» Филиппа Малявина 1903 года из собрания Нижегородского художественного музея. Молодая женщина в бордовом сарафане, желтой полыхающей солнцем блузе с поднятыми к голове руками и ямочкой на подбородке наполнена такой  жизненной силой, - она сама, как лихая ярмарка, которая всегда кипит. 

В финале нас ждет контраст, резкая остановка. На картине неизвестного художника «Купец и Смерть. Так на свете все превратно», относящейся к началу XIX века и доставленной из  Исторического музея, купец указывает на наполненный золотыми и серебряными монетами ларец. У его ног – красный гроб, а за спиной - скелет с косой, сама Смерть во плоти. Жизнь отгремела ярмаркой. Пора с нее возвращаться. Есть же выражение «ехать с ярмарки», то есть достичь зрелого возраста. Все имеет свой конец. 

Выставка еще продолжит работу в течение месяца. На ней все время что-то происходит – лекции,  фокус на отдельные картины, их детальное изучение. Недавно выставку посетили незрячие и слабовидящие посетители. Для них  подготовили особую тактильную экскурсию, позволившую буквально прикоснуться к копии кустодиевской «Купчихи, пьющей чай». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29329 от 31 июля 2024

Заголовок в газете: Прощальная ярмарка Аркадия Ипполитова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру