Худрук Театра наций Евгений Миронов, ставший вдохновителем проекта, не раз игравший героев Достоевского (князь Мышкин в «Идиоте» Владимира Бортко, Достоевский в одноименном сериале Владимира Хотиненко, Иван Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» в постановке Валерия Фокина в «Современнике»), исходил из того, что «жесткий талант» Достоевского можно рассматривать через призму его детства, которое было счастливым. Всем участникам проекта — режиссерам и художникам — предложили исследовать детские впечатления писателя от природы, людей и искусства. Зарайск выбрали как еще одну и пока малоизведанную точку в топографии русской литературы, наряду с Михайловским и Ясной Поляной.
Началось погружение в Достоевского в музее-усадьбе «Даровое» под Зарайском, где жила семья Достоевских и где прошли детские годы Федора Михайловича. Гораздо важнее там не дом, уже мало напоминающий прежний, а питавший воображение пейзаж — поля, леса, пруд, яблоневый сад. В «Даровом» театральная компания «немхат» из Перми специально к фестивалю поставила саунд-спектакль «Поле» на основе воспоминаний Достоевского. Иммерсивную прогулку сочинил режиссер Александр Шумилин. Зрителям выдали наушники, пленочные фотоаппараты-мыльницы, которыми мы уже разучились пользоваться. По ходу прогулки надо было отснять 24 кадра, а потом получить пленку, которую можно самостоятельно проявить, напечатать фотографии тех мест, которые показались вам самыми впечатляющими. Скажем, яблоки, переродившиеся в дикие или просто несозревшие, камыш в пруду, липовый курган.
Стартовая точка — белоснежная композиция из пенополистирола. Плотно прижатые друг к другу фигуры без лиц выполнены на основе семейной фотографии Достоевских художником Надеждой Лихогруд и архитектором Михаилом Хвалебновым и символизируют семью как единый организм.
В наушниках звучит, как навигатор, практически дикторский текст, от которого хочется поскорее избавиться, чтобы самостоятельно наслаждаться природой, увидеть ее глазами братьев Достоевских — Федора и Михаила, услышать живые звуки лета.
По Зарайску мы гуляли с генпродюсером фестиваля Дарией Жениховой. Ее тут знает едва ли не каждый встречный. На пешеходной улице в рамках проекта «Так сказал Достоевский» выставили плакаты, созданные студентами Школы дизайна Высшей школы экономики и детской школы им. А.Голубкиной (знаменитый скульптор родилась и умерла в Зарайске, и там есть ее мемориальный дом-музей). Все они иллюстрируют не просто фразы, а обширные тексты Достоевского, например, о том, что красота спасет мир. Пока мы рассматривали плакаты, появился руководитель проекта Юрий Гулитов.
В сопровождении оркестра «КУКФО-Джаз» прошествовали «Великанцы» — гигантские куклы Достоевского, Гоголя, Пушкина и Хармса, созданные театром «Кукольный формат». Хармс напоминал Маяковского и курил трубку, которая дымила, как заводская труба. Одну уличную процессию сменяла другая — «Странствующие куклы господина Пэжо» с сомнамбулическим представлением «Карнавальцы».
У водонапорной башни 1916 года появился звучащий арт-объект, и можно было послушать «Симфонию шумов», созданную композитором Олегом Макаровым и саунд-художниками Дмитрием Шубиным, Василием Елшиным и Майей Медковой. Родилась она из описания звуков в произведениях Достоевского. Бродишь по саду, присаживаешься на скамейку, и неожиданно звучит музыкальный фрагмент, потом другой, напоминая голоса природы, переливы металла, позвякивание стекла.
Взрослые и дети толпились у уличного театра Картонии, где можно было поучаствовать в съемках короткометражного фильма по сюжетам Достоевского. В чайной угощали «любимым чаем Достоевского», далеким от семейных рецептов, но это же условность, игра, в которую каждый готов в такой день включиться. Фермеры тоже отличились и презентовали сыр, возможно, с однодневным названием — «Юный Федор Михайлович». Фирменные зарайские коврижки фигурировали как «Федина радость». Раз уж официально объявлены дни детского счастья Достоевского, то почему бы и нет.
Гала-премьера фестиваля — спектакль по сентиментальному и, как сказал Достоевский, невинному роману «Бедные люди». Репетиции начались в мае. Режиссер Мурат Абулкатинов, недавно возглавивший Красноярский ТЮЗ, впервые работал с живым оркестром, присутствие которого по ходу репетиций многое меняло. Впервые Мурат встретился и с Юлией Хлыниной, которая так нежно и точно, без надрыва сыграла юную героиню Достоевского Вареньку Доброселову, обладающую при этом сильным характером. Евгений Миронов читал текст от лица бедного чиновника Макара Девушкина, который, по замыслу авторов спектакля, открывает в себе литературный талант благодаря ежедневной переписке с Варенькой. Ее он старомодно называет матушкой, маточкой, «ангельчик мой», выкраивает из своего ничтожного жалованья крохи, чтобы отправить сиротке сладости и горшки с геранькой. Вся его страсть — в письмах. Девушкин и Варенька встречаются редко и только на людях, где-нибудь в церкви, чтобы избежать кривотолков и не опорочить девичью честь.
Хрестоматийный и, возможно, сложный для восприятия текст был прочитан актерами под музыку Чайковского в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством дирижера Юрия Башмета. В финале Юлия Хлынина расплакалась, а вслед за ней и Евгений Миронов, хотя на протяжении часа они держали дистанцию со своими персонажами, как и положено чтецам. Эпистолярный жанр непрост, и только большим артистам удается с ним справиться.