Накануне 100-летия Лиозновой ее ученица рассказала о величии режиссера «Семнадцать мгновений весны»

«Великая — да, железная — нет»: любила грибной суп и молодую картошку

20 июля исполнится 100 лет со дня рождения народной артистки СССР, кинорежиссера Татьяны Лиозновой. Иногда зрители не знают ее имени, но фильмы, которые она сняла, знают все: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал».

«Великая — да, железная — нет»: любила грибной суп и молодую картошку
Татьяна Чернопятова.

тестовый баннер под заглавное изображение

К 100-летию Татьяны Лиозновой депутаты МО «Северный», где снимался ее легендарный сериал в так называемом Баварском лесу, приняли решение о присвоении трем проектируемым проездам имен создателей фильма «Семнадцать мгновений весны». Осталось только окончательно согласовать это с мэрией. Тогда в микрорайоне появятся аллеи Татьяны Лиозновой, Вячеслава Тихонова и Микаэла Таривердиева. Улица Юлиана Семенова в Москве существует с 2016 года.

В этом районе сохранился дивный парк, прилегающий к старинной усадьбе «Архангельское-Тюриково». Именно здесь Штирлиц прогуливался с фрау Заурих, и местные жители могут рассказать, что дубу, около которого они стояли, чуть ли не 300 лет, хотя это явное преувеличение. Здесь же ликвидировали агента Клауса, тело которого оказалось в живописном усадебном пруду. Неподалеку по шоссе Берн—Берлин, а на самом деле по Челобитьевскому шоссе, проезжал Штирлиц.

В парке мы прогулялись с актрисой Татьяной Чернопятовой. Она училась во ВГИКе в мастерской Кулиджанова и Лиозновой и сыграла в «Карнавале» школьную подругу главной героини Галю. Татьяна развеяла миф о железной леди Лиозновой: «Великая — да, железная — нет».

— Мне иногда говорят: «Какая же она добрая, раз в тебя стулом кинула на съемках?» История была такая. Мне выдали гольфы и берет не того размера. Гольфы я как-то натянула, но они предательски сползали. Я их постоянно подтягивала. Лиознова мне сказала: «Хорошая краска, но пусть их подтягивает Ира (Муравьева)». А у нее гольфы не сползали. Они ей были по размеру, в отличие от меня. Три дубля я свои подтягивала, пока Татьяна Михайловна не бросила стул. Это был импульс в мою сторону. Я словно заморозилась и больше гольфы не трогала.

«Дуб Штирлица».

— Так она вас привела в нужное эмоциональное состояние?

— Стулом? Да она зажала меня. Я хоть и маленькая была и не бог весть что умела, но я существовала в кадре органично. Она мне кричала: «Бездумно работаешь!» Но я понимала, что она режиссер и точно знает, что ей нужно. Все правильно. Я же работала на волне вдохновения.

— Вокруг Татьяны Лиозновой сложилось много мифов...

— Например, что ее друзьями были только мужчины. Ничего подобного! У нее были такие потрясающие подруги еще со школы, с которыми она, будучи воспитана в ортодоксальной еврейской семье, бегала в храм молиться перед экзаменами. Они пронесли дружбу через всю жизнь.

— Вы не единственная ученица Лиозновой, но именно вы стали родственными душами.

— У нас оказалось много точек соприкосновения. Мне ее очень не хватает. Она была очень духовным человеком — со стержнем. Мы с ней спорили. Я говорила про «Три тополя на Плющихе» как про самый любимый свой фильм. Когда я узнала, что его сняла режиссер, набиравшая курс, я в тот же день без билета, дав десятку проводнице, поехала в Москву. А Татьяна Михайловна объясняла мне, что ее любимый фильм — «Семнадцать мгновений весны». Сейчас я ее понимаю. Он по степени вложения мощный. Многие думали, что это про войну и разведчиков, считали чуть ли не конъюнктурным, а он про мир и любовь. Все влюблены в ее героев. Про Тихонова она говорила, что каждая женщина Советского Союза должна быть влюблена в Штирлица, но не настолько, чтобы изменить мужу.

Ей было сложно, в том числе и из-за «пятого пункта». Она из-за него на студии десять лет не снимала. Представляете, через что она прошла? А кругом мужчины, которые готовы растоптать, потому что они главные.

Татьяна Чернопятова вспоминала, как приезжала к Лиозновой и варила суп из белых грибов, что в бельевом шкафу у Татьяны Михайловны были бирки, указывающие, где хранятся простыни и пододеяльники. Так было и у ее мамы. «Она была человеком без кожи, у нее нежная душа. Она — аристократка и очень любила музыку. При этом научила меня правильно варить молодую картошку — целиком, добавляя укроп и чеснок, особым образом взбалтывая. Я так делаю до сих пор», — рассказывает Татьяна.

По Баварскому лесу с нами прогуливается и глава муниципального округа «Северный» Наталья Александровна Шах.

Предполагаемая улица Лиозновой на севере Москвы.

— Почему вы так бьетесь за переименование улиц?

— Наверное, каждый житель считает, что его район — особенный. С 1952 года поселок Северный относился к Москве и теперь перерос в большой район, новостройку. Никто не мог и помыслить, что здесь будет метро. А строился поселок пленными немцами, что символично в истории «Семнадцати мгновений весны». Он и сейчас является площадкой для съемок фильмов. Почему же не увековечить киноисторию нашего района и имена Лиозновой, Таривердиева, Тихонова? Можно со временем организовать здесь музей фильма. Важно воспитывать любовь к своему району, получать знания о том месте, где ты живешь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29321 от 19 июля 2024

Заголовок в газете: Лиознова — великая, но не железная

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру