Надо сказать, что Владикавказ ничего подобного не видел за всю свою 240-летнюю историю. На берегах Терека все впервые: шествие уличных театров с удивительными куклами и масками по главной магистрали города — проспекту Мира. Уличные артисты из «Кукольного формата» вывели русских классиков — Гоголь, Достоевский, Пушкин, его Пиковая Дама — высотой под два метра: чего мелочиться, они же классики. Особенно зажигал Александр Сергеевич, который стал главным героем всех уличных спектаклей. В них «наше все» и его жизнь предстали в необычных ракурсах, видах, образах.
Скажем, в виде Петрушки. Да-да, был шустер, драчлив и разговаривал резким пищащим голосом, которым обычно говорит наш главный балаганный персонаж. Именно в стиле балагана театр «Петрушкина слобода» из Мытищ представил в парке Хетагурова свой спектакль «Черная речка. Кукольная дуэль». Пока собирались зрители (а их для жаркого выходного дня оказалось немало), звучала песня, обещающая много неожиданного в подходе к пушкинской теме:
Черная речка, черный пистолет,
Два человечка,
Хлоп — и одного уже нет,
Нет, нет, нет, нет…
Саша, не ходи, подумай,
Нет, нет, нет, нет,
Саша, не ходи…
И правда, лучше бы Александр Сергеевич, свет наш, не ходил стреляться с мелким пакостником Дантесом.
«Петрушкина слобода» в лице двух артистов рассказали нам альтернативную историю дуэли поэта-Петрушки. У него черные как смоль волосы, только дыбом, бакенбарды, и, как в жизни, он драчлив (дуэлей имел с пару десятков — исторический факт). В балаган к Пушкину являются Чайковский, Гоголь и герои его повестей. «Александр Сергеевич, будьте любезны сюда». — «Вы кто, ямщик?» — спрашивает А.С. «Не ямщик — гробовщик. Вам стреляться, а мне гробик вам кроить».
И смерть тут как тут (маленький череп над черным плащом, коса в руках, само собой) с предупреждением: «До нашей встречи осталось 40 минут». И так у нее дальше, по убывающей: 30, 15, 5 минут… А Арина Родионовна (Ирина Удачина), что устроилась рядом с балаганной ширмой, да еще на гармонике и скрипке играющая, просит композитора: мол, задержи ты, батюшка, Александра Сергеевича дома. А тот — ей: «Я как раз сочинил такую волшебную мелодию, от которой Пушкин будет спать как младенец». И напел…
Яркий, остроумный текст (автор Влад Костин, он же отвечает за всех кукол пушкинского балагана) составлен с историями, анекдотами о Пушкине, которыми так богата наша литература, плюс реальные исторические факты. Но сам поэт, представший в образе народного героя-пересмешника, в результате побеждает смерть — такое возможно исключительно на кукольной сцене. Ведь Петрушка — вечный, умирающий и воскресающий персонаж площадной комедии, а Пушкин величием своего гения победил смерть. Хотя бы в балагане, над которым в финале парили два космических спутника — А.С. и, думаю, няни его.
Вообще-то спектакль «Черная речка. Кукольная дуэль», сделанный основателями театра «Петрушкина слобода» Анатолием Архиповым и Людмилой Балеевских для помещения, впервые перенесен на пленэр — в данном случае северокавказский. Но окружение величественных гор, где в ясную погоду даже видны заснеженные вершины Казбека, не умалили достоинств маленького кукольного балагана из Подмосковья — не пропали детали славной работы художника Светланы Рыбиной, игра чудесных актеров. Что уж говорить о той самой песенке, сочиненной Олегом Волковым, которую после спектакля напевал, кажется, весь Владикавказ:
Нет, нет, нет, нет,
Саша, не ходи, подумай…
Уличный формат спектаклей, который обычно ассоциируется у публики с чем-то простеньким, во Владикавказе представлен совсем не простыми постановками, в которых интерактив с публикой не губит игру актеров и оригинальность замысла. Что и продемонстрировали два питерских уличных театра — «Вокруг» и «Куклы господина ПэЖо». Последний, лауреат всевозможных конкурсов, участник международных фестивалей, пригласил детей и родителей в белый шатер с открытой крышей на представление «Саша спит». На белых стенах пушкинским летящим почерком — цитаты из его произведений, а люди в белом и причудливых, нездешних масках беззвучно водят детей и взрослых по кругу. В самом же шатре стоит кровать, в которой мирно спит Саша Пушкин, а его верная няня — такая земная, крепкая баба в народном костюме, а вовсе не «моя старушка» с кружкой, — ведет разговор с потомками, точно пришелец из прошлого. Из него следует, что те, кто пришел заглянуть в Сашины сны, неинтересно живут.
— А вы промежду собой разговариваете? — спрашивает Арина Родионовна детей и взрослых. — Особенно те, что с дощечками? (Так она назвала айфоны и прочие смартфоны, которые все тут же достали.) Не разговариваете? А сказки-то вам рассказывают? Как-то худо тут у вас. Вы на скуку вашу больше смотрите, а не сны про Сашу…
Саша (взъерошенный, смурной) потом проснулся, сел на кроватку, заправленную белым бельем с простым кружевом, и стал читать свои же стихи, всей душой желая, чтобы публика ему отвечала его же фразами. И тут его ждала засада: если что-то из школьной программы, типа «У Лукоморья дуб зеленый», еще худо-бедно помнили, то все, что за ее пределами, — тишина, и молчание было поэту ответом. Саша огорчился, вздохнул и, обиженный, улегся спать дальше, чтоб видеть сны, а не убогую явь. А няня напутствовала: «Идите в настоящую явь…»
Другой питерский театр — «Вокруг» — предложил еще более сложную парковую историю: как несколько старичков, в пастельного цвета костюмах и с выбеленными лицами, устроились на скамеечке — покормить голубей да Пушкина почитать. А мимо пробегающий черноволосый малец с ивовым прутиком вдохновил на пластическую философскую историю, в которой они сами превратились в шаловливых детей. Занятно, умно, хотя и не все понятно. Зато все понятно и зажигательно было у московского театра «Трикстер», показавшего аж три спектакля. А в это время параллельно работал павильон «Министерство Картонии», где каждый мог сделать себе костюм, далекий от скучной правды жизни. В общем, уличная программа Первого Вахтанговского фестиваля удалась — прежде всего нестандартным подходом к теме и формой воплощения.
В программе драматических спектаклей, которые идут по вечерам, ключевое слово тоже «впервые». Сам Вахтанговский принципиально не привез ни одной своей постановки, потому что хочет показать российские театры, которые никогда не были во Владикавказе. И уже свои спектакли отыграли «Мастерская» Григория Козлова («Варшавская мелодия»), Русский театр им. Качалова из Казани («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Донецкий молодежный театр с изобретательным «Левшой». А впереди еще Архангельск, Омск…
Директор театра Вахтангова Кирилл Крок уверяет, что для них было делом принципа год назад открыть Дом основателя театра на его родине — во Владикавказе. «А вслед за открытием Дома мы почувствовали ответственность за развитие и формирование культуры региона, так как стали неотъемлемой частью этого процесса», — заключил Крок.