Игорь Сандлер отправился за блюзом в Суздаль и не прогадал

Итальянцы, британцы и группа «Квартал»: участники фестиваля «корневого» жанра потрясли рок-гуру

Рок-музыкант со стажем, в самой глубине души и до мозга костей, я всегда, разумеется, чтил блюз как один из материнских стандартов, в том числе и обожаемого мной рока. Поэтому, в числе прочего, регулярно наведываюсь в Суздаль — нет, не только потому, что это одна из жемчужин Золотого кольца в ряду исторических колыбелей России, а еще и из-за… блюза. Такая вот синергия времен, эпох, жанров. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра… поедешь в Суздаль» — так можно было бы шутливо перефразировать давнишнюю советско-комсомольскую страшилку, разоблачавшую «иноагентско-предательскую» сущность стиляг.

Итальянцы, британцы и группа «Квартал»: участники фестиваля «корневого» жанра потрясли рок-гуру
«Комната 60».

А теперь вот Suzdal Blues уже в третий раз радует меня собранием музыкантов, для которых эта музыка, как и для меня, давно стала струнами души. В этом году съехалось 26 музыкальных коллективов, но, к сожалению, выступление «Морального Кодекса» было отменено из-за состояния здоровья Сергея Мазаева — пожелаем ему скорейшего выздоровления и по-настоящему блюз-рокового здоровья образца Мика Джаггера.

Открывали музыкально-блюзовый марафон победители конкурса уральских музыкантов локального фестиваля «Движение», группа The Travelling Orchestra — ребята приехали из Екатеринбурга, и это было очень хорошо! Выступили и прошлые победители, зажигательные The BIS. Не оставил никого равнодушным «Грузинский Квартирник» — колоритный коллектив с целым ожерельем песен, звучащих на улицах Тбилиси и проникших глубоко в душу каждого, кто слушал и видел их выступление. Потрясающие Soul Sisters добавили огня и стали для меня настоящим открытием.

Настоящим прорывом по нынешним временам стали выступления гостей с разных концов света — итальянца Фабио Лепоре и австралийца Вулфа Мэйла. Программа гитариста Мэйла практически полностью состоит из авторских композиций, а его стиль можно определить как смесь традиционного блюза и классического соула. В его творческом почерке чувствуется влияние как легенд блюза (Альберта Коллинза и Роя Бьюкенена), так и звезд соул-музыки (Кёртиса Мэйлфилда и Отиса Реддинга).

Родом из Канады, Вулф Мэйл давно перебрался в Австралию. В тех краях вообще как-то весьма просто и инфантильно относятся к тому, что люди, в том числе артисты, меняют, бывает, и место жительства, и даже страну — для работы или просто в удовольствие, и не предают их тут же анафеме, причитая плачем Ярославны. Впрочем, до недавнего времени так было и здесь. Но времена изменились…

Свою гастрольную деятельность Вулф начал в 17 лет и сразу стал сотрудничать с лидерами индустрии, имеющими мировую известность. Сначала его взял к себе известный рок-музыкант Тед Ньюджент, затем — барабанщик Рэнди Кастильо (участник группы Оззи Осборна и Mötley Crew), после этого — Билли Айдол.

Сейчас Мэйл дает более ста концертов в год. Японский журнал Player Magazine назвал музыканта одним из трех артистов месяца (двумя другими были ни много ни мало Роберт Крэй и Брайан Сетцер). Мэйл записал восемь альбомов, последний из которых — The Wolf Is At Our Door — вышел совсем недавно, в 2023 году. За последние два десятка лет он объездил весь мир, провел много туров в США, Канаде, Японии, Европе и России.

Еще одной «забугорной» сенсацией, пришелицей теперь уже из навсегда иных миров, стала очаровательная Эмма Смит из Великобритании. Она просто покорила меня силой своего голоса и тончайшими оттенками исполнения. В портфеле этой джазовой певицы не только сольные проекты, но и сотрудничество с мировыми звездами — Michael Buble, Robbie Williams, Georgie Fame, Seal. Она по праву считается мастером британского джаза.

Одним из гвоздей программы стал, конечно, маэстро Евгений Маргулис, которому даже неудобно петь дифирамбы, потому что ничего другого петь ему невозможно.

Тем временем мощнейшим выступлением завершили один из дней Blues Doctors, которые снова произвели на меня неизгладимое впечатление! Яркие эмоции подарила также и кировская «Комната 60» — группа набирает обороты и каждый раз просто разрывает концертную поляну. Фронтмен группы Михаил завораживает зрителей невероятной энергией, харизма зашкаливает. Давно не получал такого удовольствия от магии артиста! Чем-то он мне напомнил Петра Мамонова из «Звуков Му»: в далекие 80-е от него тоже невозможно было отвести глаз во время выступления. Из года в год я вижу стремительный рост «Комнаты 60» и рекомендую следить за их выступлениями.

Одной из кульминаций праздника стало драйвовое и очень душевное выступление легендарных «Чиж и & Co», которые подтянули всех зрителей к сцене. В этот момент меня не покидало чувство единения музыкантов и публики — настолько легко, с самых первых нот и до последних, все пели хиты группы вместе с исполнителями!

Столь высочайшую ноту продолжила и зажигательная Ксения Федулова, которая так тонко чувствует глубину блюза, играя на гитаре с потрясающим вокалом, что буквально уносит зрителей в высоту блюзового исполнения. Как говорится — нет слов, одни эмоции! Заряд бодрости подарил зрителям и оркестр волынщиков City Pipes — мировые рок-хиты на волынке, электрооргане и барабанах пробрали до мурашек.

Таня Литвиненко «Квартал».

Легендарный «Квартал» сумел превратить финал трехдневного музыкального марафона в нечто триумфальное. Группа, которая совмещает джаз, соул, фанк, этническую музыку и филигранно передает красоту и полет своих оригинальных композиций. Конечно, с грустью вспоминаю свою дружбу с Артуром Пилявиным, основателем коллектива, с которым много раз встречались, общались еще в далекие 90-е и который, к громадному сожалению, ушел в мир иной, — прекрасный был музыкант и человек!

Но бессменная «квартальная» фронтвумен Таня Литвиненко не только бережно хранит и достойно несет традиции и уровень, заложенный Пилявиным, но остается невероятно глубоким и глубинным голосом замечательных произведений группы. Вспомнили, как все начиналось: в далеком уже 1988 году «Звуковая Дорожка» объявила конкурс среди молодых музыкантов для поездки под своей эгидой на рок-фестиваль в Эстонию, на экзотический остров Сааремаа. Из сотен кассет, присланных в редакцию, глаз и ухо ведущего рубрики Артура Гаспаряна упали на запись группы «Квартал», и он позвонил по контактному номеру. Таня до сих пор вспоминает, как этот неожиданный звонок прозвучал для них громом с небес.

Так все и закрутилось: «Квартал» стал тогда лауреатом прогрессивного рок-фестиваля на Сааремаа, а в последующие годы вошел в топ лучших групп страны. С тех пор уровень группы стал только лучше, стиль — изысканнее, а что касается всевозможных «списков» и «топов», то, скорее, проблема в них, а не в группе, остающейся по сей день подлинным украшением и настоящим достижением российской музыкальной сцены.

Спасибо всем музыкантам за три дня потрясающей музыки, великолепных встреч, атмосферы праздника, и как всегда — Peace, Love, Music! 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29319 от 17 июля 2024

Заголовок в газете: В Суздаль, в глушь, к блюзу…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру