Музыкант Билли Новик рассказал о любимой музыке и шляпах, без которых сложно представить джаз

«Трудиться, возвести свою идею в идею фикс и обслуживать ее каждый день»

Билли Новик - в прошлом врач-патологоанатом, а теперь - лидер группы Billy’s band. Необычный путь одного из самых популярных джазменов современной России доказывает, что джаз - музыка для всех. О крутых поворотах жизни, о том, можно ли играть джаз без шляпы (и зачем она вообще нужна), а также немного о личном – в искреннем интервью Билли Новика «МК».

«Трудиться, возвести свою идею в идею фикс и обслуживать ее каждый день»
Фото: Сергей Сараханов

- Ведь ваша любовь к рок-музыке очевидна. А как вы пришли к джазу? 

- Классе в 7-8-м, когда пошла волна эдакой вседозволенности, я услышал Егора Летова и Бориса Гребенщикова* (признан в РФ иноагентом). От песен БГ я хохотал, потому что мне казалось, что он поет полную ахинею. В подростковом возрасте такое нравится. И когда я впервые услышал джаз, мне показалось, что это тоже музыкальный бред. Долгое время так думал: играй что хочешь, и чем кривее и безбашеннее, тем лучше, главное — уверенно и быстро. Мне это нравилось, но послушать джаз  было негде. 

Вы не поверите, но в 1989 году, если ты 12-летний ребенок, живущий в Купчино, то раздобыть джаз было невозможно. И только когда я учился в институте, я случайно услышал альбом Майлза Девиса Kind of Blue («Нечто грустное»). Это была настолько атмосферная музыка! Я представлял себе неоновые огни полуночного Нью-Йорка, опасные задворки и проникся. Именно Майлз Девис открыл мне джаз. Потом я услышал Тома Уэйтса. У него иногда есть джазовые мотивы, в частности, в альбоме Foreign Affairs («Иностранные дела»). Какие там солнечные аккорды на фортепиано! Позже мне понравился ритм барабанов, свинг, ну и понеслось… Это случилось уже после института.

А вообще путь к джазу мне представляется следующим образом. Сначала есть то, что ты случайно впитал в детстве, затем рок-н-ролл со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является блюз. И когда блюз отпускает, годам к 35, ты справляешься с ним, в жизни возникает джаз - музыка богатая нюансами и непростая,  прекрасная как сама жизнь.

- Почему вы выбрали профессию врача, а не какую-то другую?

- Родители хотели, чтобы я получил какую-то серьезную профессию. Выбор пал на врача, было хотя бы понятно, что нужно делать — лечить людей. Когда я сдал в 8-м классе экзамен по биологии, по анатомии в частности, то понял, что структура органов и их функции — это интересно. В детстве я часто ловил рыбу и меня заставляли ее чистить. Я всегда смотрел как внутри располагаются ее органы и понял, что организм — это сложная система, штука, которая работает. Было интересно, по каким законам он функционирует и как на это можно влиять да еще приносить пользу людям. Это понятная для школьника профессия по своей первоначальной задаче.   Да и в роду у нас было много врачей, в том числе известных. 

- Что чувствовали, когда уходили из профессии? Был ли страх потерять стабильность и не обрести ее вновь?

- Страшно было, ведь я посвятил 14 лет медицине,и тут все бросить… Около двух лет принимал решение окончательно оставить врачебное дело, и все это время совмещал одно с другим. В то же время столько было заявок на концерты, туры. Предложили поездку в Париж, ради которой мне надо было брать третий отпуск за год. Тут-то мне и сказали, что надо определяться.

- Билли, вы и сегодня в шляпе. Говорят, что у вас их целая коллекция. Какая я шляпа была первой?

Это не коллекция, скорее рабочий пул шляп. Самая первая шляпа досталась мне от отца, когда он работал инспектором Ленинградской духовной академии и семинарии, где распределял гуманитарную помощь. Это был хороший английский широкополый Стетсон. Я ее не носил, потому что в середине 90-х за такую шляпу можно было схлопотать. В Купчино были жесткие времена. Это сейчас ходи, где хочешь и в чем хочешь. А шляпа, которую я начал носить в Billy’s band, принадлежала моему первому тестю, который работал на заводе. Он был настоящим заводским работягой  и с 70-х  носил небольшую шляпу. Все тогда ходили в таких. Это теперь я знаю, что она называется трилби, но тогда это была обычная советская шляпа, шляпа советского заводского рабочего. Я выменял у него ее на бейсболку. 

- Когда вы можете играть джаз без шляпы? Возможно ли это вообще?

- Конечно, и я это делал, когда собирал Петербургский джазовый актив (П.Д.А.). Это было нужно, чтобы разделить П.Д.А. и Billy’s band. Потом решил, что все-таки лучше выступать в шляпе, поскольку  идущие на Билли Новика люди хотят, что бы он  был  в шляпе. Если бы у меня была бы густая шевелюра… В шляпе  ощущаешь себя иначе энергетически, будто  ты на коне. Настроение боевое. Что-то меняется внутри. Но  без шляпы  всегда исполняю песни Егора Летова. Это нужно, чтобы освободиться от какого-либо образа, ведь там главная задача — спеть его песни, сохранив мелодию и тексты без привнесения собственной личности. Важно быть просто человеком, исполняющим песни Егора Летова. 

- Знаком ли вам синдром самозванца, ведь вы музыкант-самоучка?

-У меня все время синдром самозванца! Мне до сих пор кажется, что люди сдадут билеты и больше никогда не придут. Но я почти привык к этому ощущению. Не придут - так не придут. 

- Вы – мультиинструменталист, играете на контрабасе, гитаре,  барабанах…

- Людям нравится эта мысль, но на самом деле, я владею инструментами только на уровне аккомпанемента. Могу подыграть что угодно, но выражать музыкальные мысли с помощью инструментов я не могу.

- Будучи человеком, который сделал себя сам, можете сказать, как стать успешным музыкантом?

- Мне никто советов не давал, поэтому не знаю, помогли бы они  мне или нет.  Не знаю, надо ли их давать…Наверное, надо быть посмелее, но не перегибать палку. А самое главное — трудиться, возвести свою идею в идею фикс и обслуживать ее каждый день.

- Из какой музыки состоит Билли Новик? Если бы вы рассказывали о себе с помощью музыки, какая была бы программа этого «концерта»?

- Во-первых, я бы взял всю музыку, которую слушал с детства — это Юрий Антонов, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, то, что слушала мама. Далее - The Beatles. Я с 4-го по 10-й класс был битломаном. Потом - Depeche Mode, Nirvana, The Cure, Pantera, Metallica. Конечно, «Гражданская оборона»  примерно с 6-го класса и по сей день. Тома Уэйтса открыл для себя после окончания института. Когда появился интернет, пришел тот джаз, который я искал всю жизнь, Майлз Девис, Билл Эванс, Чет Бекер и классическая музыка - Петр Ильич Чайковский. До других композиторов я пока не дорос, чтобы было  желание кого-то послушать. А в случае с Чайковским оно есть. Я его фанат, у меня есть все его произведения. Выделил бы балеты  «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперу «Евгений Онегин», потом «Спящую  красавицу», Симфонии № 5 и № 6,  цикл «Времена года», квартеты. 

- Раз уж мы заговорили о временах года, то что у вас цветет на даче?

- О, сейчас скумпия прямо-таки наливается алым цветом. Я понял, что в зеленых массивах меня очень радует обилие ярко-красного. Барбарис Айс-Рокет! И сосны, мои любимицы.

- Как дела у вашего Умсика? С кем он остается, когда вас нет дома?

- Котик уже старенький, кряхтит, разговаривает со мной исключительно хриплым голосом, доверительно, требует ласки. Он охраняет дом, когда никого нет. А так, у нас большая семья, все кормят и присматривают за ним. Да и соседи хорошие.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру