Сыгравшая жену Штирлица Шашкова поддержала идею с названием улицы имени Лиозновой

Накануне 100-летия со дня рождения режиссера «Семнадцати мгновений весны» началась борьба между севером и югом столицы

20 июля исполнится 100 лет со дня рождения народной артистки СССР, кинорежиссера Татьяны Лиозновой, снявшей «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал». Ее именем было решено назвать одну из улиц на севере Москвы, но появилось альтернативное предложение: увековечить ее память на юге.

Накануне 100-летия со дня рождения режиссера «Семнадцати мгновений весны» началась борьба между севером и югом столицы
Татьяна Лиознова. Элеонора Шашкова.

Татьяна Лиознова родилась в Москве и полвека работала на киностудии им. Горького. Свою знаменитую многосерийную картину про Штирлица она снимала в том числе и на севере столицы.

Именно поэтому в своем обращении к мэру Москвы Сергею Собянину родственники и близкие Татьяны Лиозновой, Вячеслава Тихонова и Микаэла Таривердиева, которым понравился «северный» вариант, напоминают о том, что совет депутатов МО Северный принял решение о присвоении Проектируемым проездам, находящимся в данном районе, имен этих троих выдающихся кинематографистов. Тем более что жители округа давно называют свой парк в районе Челобитьевского шоссе «Баварским лесом», а «дуб Штирлица и фрау Заурих» стал его достопримечательностью: «Нам важно, что память о знаменитом сериале стала частью повседневного обихода жителей этого района Москвы».

Согласно законодательству, чиновники имеют полное право не советоваться по поводу того или иного переименования с родственниками и общественностью. Так что примут решение, которое им покажется более подходящим. В Департаменте культурного наследия Москвы готовится альтернативное решение, касающееся имени Татьяны Лиозновой: предлагается его присвоение Проектируемой улице в Москинопарке на территории Новой Москвы. Чиновники ссылаются на устное распоряжение мэра.

Поселок Северный сочетает современную застройку с исторической, где сохранились дома, построенные пленными немцами, что добавляет колорита идее увековечивания здесь памяти Лиозновой и ее фильма про Штирлица. Идея трех аллей интересна. Одна из них могла бы носить имя Вячеслава Тихонова и вести от станции метро к основному жилищному массиву, а аллея Лиозновой его бы пересекала. Пешеходной стала бы аллея Таривердиева, проходящая через парк.

Рано или поздно в честь Тихонова назовут улицу или сквер, поскольку в 2028 году исполнится 100 лет со дня его рождения. Но в поселке Северный жители воспринимают историю фильма как часть своей жизни и культурной мифологии, без которой любой район — просто локация, лишенная привлекательности.

Накануне 100-летия Татьяны Лиозновой мы поговорили с актрисой Элеонорой Шашковой, которую миллионы зрителей знают как жену полковника Исаева-Штирлица.

— Татьяна Лиознова — величайший режиссер нашего времени, тем более женщина, которая внесла огромный вклад в наше киноискусство своими фильмами, — говорит Элеонора Петровна. — «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся»… Ни один ее фильм не проиграл. Все они — великие нам подарки в киноискусстве. Надо о ней сохранить память, сделать это обязательно, потому что Лиознова — великий человек.

— Не все зрители знают ее имя, хотя фильмы видели и любят миллионы…

— Это невнимательность. На экране в титрах пишут же имя и фамилию режиссера. Как можно ее не знать? Поколение, которому 50 и выше, ее прекрасно помнит. Как было бы хорошо, если бы ее именем назвали переулочек, где она жила или где снимала! Лиознова была стопроцентной москвичкой и очень любила город. Это поколение уходит, но память должна остаться о таких выдающихся людях, как Татьяна Михайловна. Она была ведь еще и великим педагогом, подсказывала молодым режиссерам, как заниматься этим искусством. Всегда всем помогала.

— Кем Татьяна Лиознова стала лично для вас?

— Да она просто стала мне большим другом. Хотя мы редко встречались, но у нас были совместные фестивали, концерты… Однажды она предложила: «Давай покажу тебе на студии Горького эпизод, о котором вся студия говорит. Посмотри пока без музыки». Я, конечно, согласилась. У меня там небольшая роль. Пришла в желтый просмотровый зал, посмотрела смонтированный отрывок. Я как актриса всегда разбираю по косточкам свое появление, вижу, где не так ложку взяла, не так руку положила, не так ушла, оставив поддернутым пиджак… Закончился эпизод, Лиознова спрашивает: «Ну как?» Отвечаю: «Какой ужас!» А в ответ слышу: «Вон из павильона». Мы не поняли друг друга. Я же говорила только о себе, о том, что мне не понравилось в моей роли. А она меня выгнала. Мы, конечно, в итоге разобрались во всем и смеялись над этим эпизодом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29315 от 11 июля 2024

Заголовок в газете: Татьяна Лиознова оказалась между севером и югом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру