В этот раз Наталья Пахомова обратилась к самому известному произведению Сельмы Лагерлёф и придала ему новое, музыкальное звучание. История о Нильсе и диких гусях, которая изначально задумывалась как интерактивное «пособие» по шведской географии, на сцене старейшего театра кукол столицы превратилась в историю о взрослении мальчишки, в которой описанные в книге географические красоты и шведские нравы уступили место искренней дружбе, ответственности и честности.
Экспозицию спектакля задают танцем, который представляет героев. Тут почти все «лесное братство», с которым предстоит встретиться по ходу спектакля: и озорной Нильс (Сергей Арбузов), и дикие гуси (в спектакле их образы, как и образы людей, передают через живой план), и лучший друг Нильса, домашний гусь Мортен (Иван Федосеев).
По сюжету сказочной повести, маленький Нильс случайно обижает Домового (в оригинальной шведской версии — ниссе, лесного гнома), за что тот уменьшает его до крошечных размеров. Случайно зацепившись за гуся Мортена, он попадает в гусиную стаю и совершает путешествие по всей Швеции. За время полета Нильс знакомится с обитателями лесного мира и жителями городов.
Нильс, которого в спектакле играет Сергей Арбузов, — это живой и озорной мальчик, который будет симпатичен и детям, и взрослым. В нем, как и в любом человеке, уживаются эгоизм и доброта, азарт и забота о ближнем. За время спектакля эти качества не раз вступают в конфликт, но определиться с эмоциями и сделать выбор в пользу добра Нильсу помогает его окружение.
Главный урок этого путешествия, который отражен и в постановке, — любая свобода влечет за собой ответственность. Усвоить это правило Нильсу помогают дикие гуси — воплощение свободы и жажды приключений. На сцене они носят похожие на костюмы летчиков-авиаторов черные комбинезоны, к которым сзади приделаны накидки-крылья. Гуси великолепно танцуют (особенно впечатляют танцы-полеты), демонстрируют силу и ловкость в боях с лисом Смирре. И, конечно, поют.
Как и в сказке, главная сольная партия — у вожачки стаи, свободолюбивой Акки из Кебнекайсе. О законах лесного братства, которые жестче правил людского мира, она говорит с уверенностью и убедительностью. Акка в исполнении Марины Мухаевой становится для Нильса главной наставницей — в первом акте она учит мальчика бескорыстно помогать ближним, не бросать друзей в беде и идти к своей цели честным и благородным путем.
И если образы диких гусей передают преимущественно через живые планы, для изображения остального мира фауны активно используют всю палитру кукольного театра: злодей-лис Смирре носит в руках маску-мордочку, а сам передвигается по сцене с кошачьей пластикой, Мортен и его подруга Дунфин-пушинка в ключевые моменты становятся планшетными куклами, а песни Сов и танец Медведей помогают погрузиться в предметную атмосферу кукольного театра.
Музыкальную инсценировку «Путешествий Нильса...» композитор Иван Болгов, драматург Алексей Гончаренко и автор песен Нина Мамалыгина написали специально для премьеры. При создании текста и музыки учитывались конкретные исполнители ролей: так в спектакле появились выразительные дуэты Смирре и Акки — песни о чести и справедливости, похожие по энергетике то ли на дуэль, то ли на танго, и вокальные номера Мортена и Дунфин-пушинки о любви, которая не знает преград («Лебединая верность бывает и у гусынь»). Музыка в спектакле — универсальная и запоминающаяся, как и полагается в хорошем мюзикле.
В музыкальном и сценографическом решении спектакля элементы шведского колорита соединяются с русской историей: горожане-студенты веселятся под скандинавский напев «лолилалей», но статуя императора, которая стоит в том же городе, поразительно напоминает Петра I...
Главная стихия сценографии спектакля — несомненно, воздух, в котором герои находятся большую часть времени. Воздух — это не только декорации, напоминающие авиаторский цех, но и тени, которые то сгущаются в форме птиц и облаков, то превращаются в крошечных домовых.