Запечатленное время: в Еврейском музее открылась выставка советской фотографии

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Истоки советской фотографии. 1920-1930-е годы» из коллекции Галереи Люмьер. Этот период – время больших перемен. Фотография стала одним из ведущих видов искусства. Экспериментировали с композицией, ракурсами, светом, были споры о форме и стиле. Фотографы стремились отразить реальность, быт своего времени. В кадрах экспозиции – не одна лишь агитация, идеология или документальность, а особенная эстетика запечатленного времени.

Запечатленное время: в Еврейском музее открылась выставка советской фотографии

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей советской фотографической школы того периода: Якова Халипа, Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Наума Грановского и Михаила Прехнера.

Яков Халип. Станция «Северный полюс-1».

Маленькая девочка в соломенной шляпе, щурясь от солнца, ест виноград, как будто ее никто не видит (уж тем более не фотографирует). А чуть правее – легендарный полярник Иван Папанин на дрейфующей станции «Северный полюс-1» снимает антенну радиостанции. Эти фотографии сделал выдающийся мастер Яков Халип. Будучи одним из ведущих репортеров журнала «СССР на стройке», он стал наследником авангардной эстетики.

Эммануил Евзерихин. Серия «Дети».

Виртуозно авангардные приемы использовал и один из основоположников школы советского фоторепортажа Аркадий Шайхет. Отличительная черта его снимков – диагональное построение композиции кадра. Он создавал материалы для журналов «СССР на стройке», «Наши достижения», «Советское фото», для газет «Правда» «Фотокор». Запечатлел первые трудовые пятилетки, парад на Красной площади. Кульминация в его творчестве – кадр «Экспресс», символизирующий страну, устремленную в будущее.

Наум Грановский. Шуховская башня.

Притягивающие ракурсами серии одного из ведущих фотожурналистов ТАСС Эммануила Евзерихина «Дети» и «Первые снимки, сделанные “Лейкой”» отображают будни молодого поколения. Пионерские лагеря, физкультурные парады… Времена, когда советские люди были охвачены эйфорией коллективизма, верили в лучшую новую жизнь. Представлены снимки беззаботных детей, которые запускают самолетики в небо или занимаются гимнастикой, а рядом – репортерские фотографии улиц позитивной Москвы.

Середина экспозиции – винтаж и поздняя авторская печать. Винтаж – это авторский отпечаток, сделанный в тот же период, когда и снимок, на современном ему оборудовании, не позднее 5-10 лет после съемки… Фокус на эти работы дают представление, как выглядели фотографические отпечатки классиков советской фотографии в то время, когда они создавались. 

Михаил Прехнер. Авиамоделист.

Тематическое разнообразие в фотографиях Марка Маркова-Гринберга, который впервые взял в руки камеру в 17 лет, а спустя год уже работал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг». Вот его кадры сельской жизни, а неподалеку – снимки лыжников из Бакуриани, забавные карикатуры «Кукрыниксов»... Среди фотографий есть и совсем знакомые образы – Московский метрополитен, только атмосфера там не сегодняшняя.

Среди работ Наума Грановского больше всего выделяется необычность съемки архитектуры. Нестандартные ракурсы, глубокая перспектива, строго выстроенная композиция. Эта игра с формами, присущая конструктивизму, – на снимках «Шуховская башня. Радиостанция Коминтерн», «Крымский мост». Во время работы в ТАСС он фотографировал не только Москву, но и республики СССР, куда его приглашали на съемки.

Марк Марков-Гринберг. Бакуриани.

Экспериментами с композицией, светом и тенью известен и Михаил Прехнер. Фотограф снимал открытие новых направлений железных дорог, жизнь небольших городов, стройки на Дальнем Востоке и новые корабли военно-морского флота. Он запечатлел устройство нового быта, успехи в народном хозяйстве в городах и республиках СССР. Художник Александр Родченко говорил о нем: «Прехнер решил задачу просто – взять от всех самое лучшее: от Шайхета – сухость тематики, от меня – точки и ракурсы. Получился явный успех».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру