"Черный пес" победил не только в Каннах, но и в Иванове

Две российские картины «Кукушка» и «Отца сын» оказались в контексте большого международного кино

На Международном фестивале кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского», проходившем в Иванове, главную награду получила уже знаменитая китайская картина «Черный пес» Гуань Ху. В числе победителей – якутская «Кукушка» Евгения Николаева и «Отца сын» уроженца Иванова Ильи Зимина.

Две российские картины «Кукушка» и «Отца сын» оказались в контексте большого международного кино
Жюри фестиваля

Международное жюри состояло исключительно из женщин. В него вошли: худрук Мумбайского кинофестиваля Дипти Дикунья; киновед из Франции Елена Дюффорт; на протяжении нескольких лет отвечавшая за программу кинофестиваля российского кино в Онфлере (именно там однажды работало жюри, состоящее из французских кинематографисток), отборщик европейских фестивалей, когда-то в Венеции и Риме, каннского «Двухнедельника режиссеров», МКФ в китайском Пиньяо Алена Шумакова; китайская писательница и кинопродюсер, автор бестселлера «Однажды ночью в Пекине» Тэмми Тай и российская актриса Дарья Екамасова, снявшаяся в американской «Аноре», получившей совсем недавно «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

В основной конкурс, который оценивало жюри, вошли картины мирового уровня, прежде участвовавшие в крупнейших международных кинофестивалях, премьерные для нас. Среди них - китайский фильм «Женщина» Ван Чао, удостоенная награды за лучший сценарий на кинофестивале в Сан-Себастьяне, «Сидони в Японии» французского режиссера Элиз Жирар с Изабель Юппер и Аугустом Дилем, хорошо теперь известным у нас благодаря роли Воланда в «Мастере и Маргарите». Эта картина из программы прошлогоднего Венецианского фестиваля. Немецкая социальная драма «Иво» - вторая для режиссера Эвы Тробиш и диагностически точно сделанная - о медсестре паллиативной помощи, которую связывают с пациентами самые неожиданные взаимоотношения. Она участвовала в Берлинале.

Фаворит ивановской публики «Прощай, Джулия» режиссера из Судана Мохамеда Кордофани не получил в итоге приз зрительских симпатий, как можно было ожидать. Свои голоса зрители отдали земляку Ивану Зимину, участвовавшему в международном конкурсе с курсовой работой «Отца сын».

Премьера суданского фильма, созданного в сложной копродукции нескольких европейских стран, а также Саудовской Аравии и Египта, состоялась в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля. «Прощай, Джулия!» выдвигалась на премию «Оскар» как «Лучший иностранный фильм» от Судана. Фильм рассказывает о певице из Северного Судана, вынужденной оставить карьеру по настоянию мужа. Она ведет двойную жизнь после цепочки трагических событий, опекает вдову и ребенка убитого ее мужем южного суданца. Красивые женщины, необычный быт и нравы, бурная социально-политическая жизнь, о которой большинству из нас ничего неизвестно, превращает просмотр в увлекательное зрелище.

Сербская картина «78 дней» живущей в Нью-Йорке Эмилии Гашич о временах бомбардировок Югославии была показана на Роттердамском фестивале и отмечена на Cyprus Film Days как лучший фильм. На «Зеркале» она получила награду за лучшую режиссуру.

«Черный пес» Гуань Ху, победивший на недавнем Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» и отмеченный «пальмовой ветвью» для собак Palm Dog, стал главным победителем «Зеркала». В захолустном городке близ пустыни Гоби, куда накануне Олимпийских игр-2008 вывезли бездомных собак, встречаются два одиночества. Ланг - местная знаменитость. Он выступал в цирке на мотоцикле, а теперь вернулся из тюрьмы в родные места, превратившиеся в собачий рай, опасный для людей. Ланг одинок. Встреча у полуразрушенного дома устрашающего вида черного пса, похожего на призрак становится для него судьбоносной. Оба они не прибиваются к стае. Пес скрашивает одиночество Ланга, и этого ему достаточно. Впускать в дом прекрасную женщину, с которой он знакомится, гораздо опаснее. Это требует душевных сил, которых у него не осталось. Сильная и по-настоящему мужская картина, которая показывает нам неизвестный Китай.

Режиссер Илья Зимин и его актеры Сергей Занин (справа) и Алексей Капитов (слева)

Сопродюсером картины и исполнителем небольшой роли владельца кафе стал выдающийся китайский режиссер Цзя Чжанке, снявший «Натюрморт» («Золотой лев» Венеции), «Прикосновение греха» (награда за лучший сценарий в Каннах), «Город 24», «Пепел – самый чистый белый». Он поддерживает молодых режиссеров, а в киноальманах, который Чжанке продюсировал несколько лет назад, вошла новелла российского режиссера Елизаветы Стишовой. К сожалению, у нас мало знают и Чжанке, и китайское кино в целом.

В таком густом контексте оказались два российских фильма начинающих режиссеров. Специальным призом за «Впечатляющий дебют, который бросает вызов зрителям» жюри отметило якутскую «Кукушку» Евгения Николаева – уроженца села Мяндиги Амгинского района Республики Саха. Амга – настоящий роддом киноталантов. Практически вся якутская кинематография родом оттуда.

Кадр из фильма «Кукушка». Фото: Пресс-служба фестиваля

Евгений Николаев работал режиссером народного театра, участвовал в съемках под руководством Дмитрия Давыдова и продолжает активно с ним работать, и как супервайзер, и как ассистент режиссера, в частности на проекте «Прозрачные земли».

Сначала он снял короткометражную «Кукушку», получившую в прошлом году главную награду короткометражного конкурса на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Потом появился полный метр. Дмитрий Давыдов стал продюсером и соавтором сценария полнометражной «Кукушки», в которую вошла и изумительная и трогательная сцена, где герой кричит «ку-ку» и тем спасает девушку от уныния.

В «Кукушке» есть магия и энергия, которых часто лишены наши картины. Она как ворожба и своего рода якутский «Вий». При этом сделана минималистично. Все происходит стремительно. Только что полуобнаженная якутская красавица Сайаана (актриса Саяна Банзаракцаева), похожая со спины на виолончель, готовилась к свадьбе, и вот уже радость сменяется несчастьем. Она рожает странного, словно бы обугленного младенца. В тазу лежит его маленькое мертвое тело с черной пуповиной, напоминающей канат. Всей деревней с факелами ищут исчезнувшую после трагедии Сайаану, а она от горя повесилась в лесу. После ритуальных обрядов и ночного кошмара наступает обычное утро.

Мертвая красавица постоянно является как видение, напоминая Панночку из гоголевского «Вия». Кадры наполнены таинственными шорохами и криками. Музыка поскрипывает, как старая дверь. Только что красавица смеялась и вдруг почернела, превратилась в тлен. Сразу и не поймешь, где все происходит – то ли во сне, то ли наяву.

Режиссер Евгений Николаев и его продюсер Анатолий Сергеев

Уроженец Иванова Илья Зимин снял свою курсовую работу «Отца сын» по собственному сценарию, написанному по рассказу Василия Шукшина «Охота жить». Студенты постоянно его экранизируют, и понять их можно - богатая фактура, колоритные герои. Но от Шукшина и его типажей они обычно далеко уходят, иногда просто не чувствуют его дух.

В глухом лесу, вдали от людей одиноко живет старик Никитич. Его сыграл опытный питерский актер Сергей Занин, за плечами которого больше 80-ти небольших киноролей. До ближайшей деревни – сто километров.

В первых же кадрах звучит песня на стихи Есенина «Ты жива еще, моя старушка» на фоне заснеженного леса, придающая излишнюю сентиментальность. В избу заходит незнакомец, мало похожий на беглого заключенного. Его играет Алексей Капитонов, знакомый по «Кино про Алексеева», где у него роль Алексеева в юности, которого в зрелые годы играет Александр Збруев. Коля - скорее интеллигент, «ваше благородие», чем каторжник, и говорит он культурно, словно всю жизнь преподавал литературу. А это уже совсем другой поворот истории.

Коля говорит, что от своих отбился. А кто эти свои – непонятно. Может быть, геологи, но это уже дед домыслил. Куда идет человек один и без ружья, нарываясь на верную смерть в тайге? Николай Прокудин, как потом выяснится, но не совсем так, как у Шукшина, сбежал из заключения. «Вспомните еще меня. Всех возьму за горло», - нервно скажет он, и это совсем не вяжется с его образом арестанта из благородных.

Никитич признается в грехах молодости, вспоминая о том, как полюбилась ему девушка из набожной семьи, а он ее оставил с ребенком и больше никогда не видел. «Ты жизнь подарил человеку, не убил», - успокаивает его Коля. Говорят они задушевно, хотя излишне литературно. А на рассвете парень уйдет, прихватив ружье. Такая вот благодарность за гостеприимство и пропасть в понимании сущностных вещей. Но им еще предстоит встретиться.

В программе «Свои», где было представлено российское кино, приз зрительских симпатий получил «Здоровый человек» Петра Тодоровского. Произошло это через десять дней после того, как на другом ивановском фестивале «Пилот» приз за дебют получила сестра Петра и дочь Валерия Тодоровского Екатерина, представлявшая пилотную серию сериала «Взрослые».

«Приз зрительских симпатий – самый ценный. Поскольку я родился в кинематографической семье, то помню разговоры о том, что режиссерам задавали вопросы: «Зачем вы сняли фильм?». И чаще говорили, что для себя, - сказал Петр Тодоровский, получая награду. А когда сам начал снимать кино, то совершенно точно знал, что хочу, чтобы мой фильм понравился зрителям, чтобы я нашел среди них единомышленников».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру