XXII церемония награждения победителей премии «Гвоздь сезона» прошла с шиком, свойственным Большому. Изюминкой, которая сразу бросилась в глаза, стал оркестр, который был расположен нестандартно — над зрителями, сбоку от сцены. Это «самый необычный оркестр в России» (как они сами себя называют) — Imperialis Orchestra, чьим худруком является Тарас Гусаров. Коллективу удалось привлечь к себе внимание публики в ожидании начала мероприятия. А еще музыканты удивили солирующим саксофоном в произведениях Моцарта и других классиков.
В этом году церемонию открывали новые председатели Союза театральных деятелей — Владимир Машков и Валерий Гергиев. Худрук «Табакерки», говоря о важности именно московской театральной премии, коей является «Гвоздь сезона», называл столицу «театральным лидером». Не обошлось и без анекдотов о Немировиче-Данченко, который в своё время перед выпуском одного из спектаклей нервничал настолько, что и стол уронил, и спички у себя в кармане поджег (Машков в этот момент, изображая Немировича-Данченко, буквально разыграл перед гостями премии театральную сценку). Переживая перед премьерой, Владимир Иванович зашел за кулисы к артистам и попросил: «Господа артисты, вы не очень-то радуйтесь, пожалуйста». На что Качалов не выдержал и ответил: «Владимир Иванович, дайте пожить восторгом!». «Пожить восторгом» предложил и сам Машков артистам, ведь именно это то, что передается зрителям.
Обычно интрига «Гвоздя сезона» одна — кто же получит главную награду. Но на этот раз их было две. Ведущий Алексей Князев (актер «Табакерки, кстати) пообещал победителю не просто «Большой хрустальный гвоздь», но и сюрприз.
В этом году лауреатами стали 5 спектаклей. Всем им были вручены маленькие «гвоздики». Первыми на сцену за наградой пригласили актеров спектакля «Генерал и его семья» (Театр им. Вахтангова, реж. Светлана Землякова) Эюба Фараджева и Полину Рафееву. Ждали также исполнителя главной роли, Максима Севриновского или, как его назвали коллеги, «нашего генерала», но он так и не появился - опоздал. Следом на сцену были приглашены актеры Студии театрального искусства Виктория Воробьева и Никита Исаченков, которые получили награду за спектакль по гоголевскому «Ревизору», перенесенному в римские термы — «Лабардан-с» (реж. Сергей Женовач).
Спектакль-размышление о том, как жить в меняющемся мире, РАМТовский «Леопольдштадт» (реж. Алексей Бородин) стал третьим лауреатом «гвоздика». Автор пьесы — Том Стоппард, которого Алексей Бородин, худрук РАМТа и одновременно режиссер этой постановки, назвал «другом театра» и «любит Москву и Россию». Кстати, Бородин же, вместе с директором РАМТа Софьей Апфельбаум и получали награду. Речь режиссера «Леопольдштадта» была эмоциональна и полна фраз, которые можно расхватать на цитаты: «Театр — это что-то! Театр — это когда вместе. Мне кажется, это самое главное слово. Это счастье, когда театр объединяет. Ради этого контакта театр и существует». Кстати, это вполне созвучно с тем, что сказал Машков в начале церемонии: «Искусство создано для того, чтобы уравновешивать человека с миром в самые ответственные минуты жизни».
Четвертый лауреат - спектакль «Норма», значительно выделялся на фоне конкурентов не только тем, что это был спектакль музыкального театра, опера, а еще и составом, который вышел получать награду. Если прежде мы наблюдали исполнителей ролей, режиссера и директора театра, то здесь на сцену пригласили дуэт оперной дивы Хиблы Герзмавы и генерального директора МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко, Андрея Борисова, который иронично признался: «Я не очень понимаю, что я делаю на этой сцене, потому что спектакль «Норма» производился специально для Хиблы Герзмавы». Говоря о постановке, Борисов с гордостью признался, что обычно в музыкальном театре балет приносит деньги, а опера — тратит, а «Норма» доказала, что и опера может зарабатывать, да еще и как!
Наконец, пятый лауреат, «Скоморох Памфалон» (реж. Владимир Панков), постановка Центра драматургии и режиссуры. За наградой пригласили режиссера, который словно не захотел стоять на сцене в одиночестве, а потому позвал 16-летнего актера Васю Сунцова, который задействован в этой постановке. Во время их речи зал то хохотал, то вытирал слезы (когда вспоминали ушедшего из жизни в августе 2023 года Игоря Ясуловича, который накануне премьеры постановки тяжело заболел). Самая продолжительная овация вечера была подарена Владимиру Панкову за…вокальный номер! Режиссер вдруг признался: «Я всегда хотел спеть в Большом театре». После чего исполнил в народной манере духовный стих «Было солнце, солнце на закате». И как только закончил петь — перекрестил сидящих в зале.
Интригу вечера затягивать не стали, пригласив на сцену вахтанговцев, которым и вручили «Большой хрустальный гвоздь». Представители театра трогательно обнимались на сцене, после чего Эюб Фараджев искренне растерялся и засмущался, ведь, во-первых, «генерал так и не подъехал почему-то», а во-вторых, не ожидал, что придется выходить на эту сцену за наградой второй раз. Но бог любит троицу, как говорится. Ведущий в третий раз поднял актеров на сцену, чтобы вручить им обещанный сюрприз (со второй интригой вечера тоже не тянули). Им оказался сертификат на право проведения следующей церемонии вручения премии «Гвоздь сезона». Так что куда идти в следующем году на раздачу «гвоздиков» мы уже знаем.
Напомним, что «Гвоздь сезона» — это московская премия с одной единственной номинацией «Лучший спектакль — Гвоздь сезона», лауреаты которой выбираются исключительно среди столичных спектаклей.