Но атмосфера в зрительном зале кажется вполне семейной. Особенность театральной школы Олега Табакова в том, что студенты все время учебы живут в школе-пансионе. В театральную школу поступают после 9 и 10 класса, а учатся в ней — пять лет, по экспериментальной программе, в которой сочетается среднее специальное и высшее актерское образование.
Педагоги и младшие товарищи переживают за «своих»: говорят, на выпускной показ пригласили важных гостей. В составе «дипломной комиссии» — режиссер Карен Шахназаров, руководитель Департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, ректор Театрального института им. М. С. Щепкина Борис Любимов.
Студентов театральной школы Олега Табакова представляет Владимир Машков: в этот день он — не худрук «Табакерки» и теперь «Современника», но директор, педагог и мастер. Это первый полностью его выпуск в театральной школе. Ребятам суждено стать первопроходцами в еще одной сфере: они станут самыми молодыми артистами с дипломами о высшем образовании. Владимир Машков рассказывает:
- В этом году Театральной школе Олега Табакова будет 15 лет. Задумывалась она нашим небесным художественным руководителем Олегом Павловичем как колледж. Ребята выходили со средним-специальным образованием. С таким уровнем образования молодых актёров могли не взять в академические театры, и молодые люди, которые учились в колледже, должны были поступать снова, чтобы получить высшее образование. Так тратилось на обучение 8 лет, хотя ребята должны были быть уже на сцене.
После показа дипломного спектакля ребятам вручили золотые и серебряные знаки отличия. Дипломным спектаклем выбрали «Дневника Анны Франк»по которому и сделана постановка «Убежище». Это бескровный рассказ об ужасах Второй мировой войны. Ни одного совершенного «в открытую» убийства: только воспоминания нидерландской девочки-еврейки Анны Франк, переплетающиеся с другими документальными свидетельствами и историями из концлагерей.
Все, что есть на сцене — это убежище. Тесный чердак над конторкой Отто Франка — пространство условное. Балки сходятся над головами героев в невысокую крышу, а на ширмы, что заменяют в этой временной «квартире» стены, не натягивают ткань — очевидно, чтобы сохранить ощущение замкнутости и вынужденной близости.
Спектакль начинает взрослая Анна Франк. Яна Сексте — одна из режиссёров спектакля, педагог театральной школы и актриса Театра Табакова — говорит от лица Анны, которой никогда не было и не будет. Писательница Франк говорит, что всегда хотела жить очень долго и по-настоящему. Но такого никогда не случится.
В 1942-ом девочка Анна (Лада Чемезова) со своей семьей (Отто Франк — Константин Большаков, Эдит Франк — Диана Булавина, Марго Франк — Нелли Хапёрская) прячется на чердаке от нацистских преследований. С ними в убежище живет семья Ван Даанов (Герман — Максим Пархомчук, Августа — Софья Бейман, Петер — Гордей Яшин) и врач Альфред Дюссель (Григорий Науменко).
Для того, чтобы сохранить жизнь и остаться незамеченными, герои должны молчать. Всеми способами беречь тишину, даже когда хочется кричать и плакать от несправедливости. После шести часов вечера, когда рабочий день в конторе заканчивается — они обретают несколько хрупких мгновений нормальной, обычной жизни, в которой им можно носить обувь и слушать любимую музыку. Повезет, если это счастье не нарушит известие о бомбежке или неожиданный стук в дверь.
В этой напряженной обстановке Анна в исполнении Лады Чемезовой кажется лучиком надежды. Трио детей — Петер, Анна и Марго — с самого начала отвечают на сцене за искренность. Взрослые — скрывают чувства и пытаются сохранить иллюзию нормальной жизни. Но за два года, проведенных вместе, эта иллюзий покрывается сеткой сомнений и трещин.
Эмоциональный рисунок отдельных образов и образа всего спектакля — достаточно насыщенный и непредсказуемый. Молодые артисты работают с возрастными ролями, с достаточно сложным материалом. Быт еврейских семей, скрывающихся от неминуемой смерти на чердаке, ни в одной сцене не кажется беззаботно-счастливым: например, герои за одну сцену переходят от празднования Хануки к коллективному нервному срыву, а свидание влюбленных заканчивается скандалом.
Но кульминацией бытового напряжения станет сцена, в которой Германа Ван Даана уличают в воровстве. Сцена, которая разрушает и без того хрупкое семейное равновесие между живущими в состоянии перманентного ужаса — разрешается торжеством мира и человечности.
История Анны Франк перемежается с другими документальными вставками из воспоминаний людей, которые прошли концлагерь. Достоинство спектакля в том, что он напоминает об истории еврейской трагедии во Второй Мировой Войне. Выпускники школы Табакова рассказывают со сцены о желтых нашивках со звездами Давида, экспериментах Йозефа Менгеля, трудовых лагерях и лагерях смерти. Самое важное во всех этих историях — человечность. Способность сохранять веру в добрые силы и мечту, даже когда окружает опасность и беспросветная тьма.
Воспоминания героев о том, как нацисты действовали в обычной жизни, вскрывают обратную сторону «банальности зла» и напоминают о том, как на самом деле выглядел немецкий фашизм. Прививка истории, которая в условиях нынешней информационной войны просто необходима.