Арина Шарапова представила цикл фильмов о поисках культурного кода России

Известные режиссеры, актеры и писатели поделились своим видением мира

В кинозале Музея Победы на Поклонной горе популярная телеведущая и заместитель председателя Общественной палаты Москвы Арина Шарапова представила документально-просветительский проект «#Культурный код. Россия». Она стала автором идеи и пригласила к разговору известных деятелей культуры и образования.

Известные режиссеры, актеры и писатели поделились  своим видением мира

Она уверена: «Эти фильмы стопроцентно вызывают какие-то эмоции. У кого-то, может быть, недопонимание, у кого-то наоборот. Что нужно сделать еще, чтобы достучаться до нашего сознания и объединить». Чтобы найти ответы на возникающие вопросы Арина Шарапова собрала своих единомышленников на показ и последующее обсуждение.

Всего снято четыре фильма. Их цель – вовлечь в дискуссию на заданную тему широкий круг зрителей, поговорить о проявлении российского культурного кода в языке, литературе, кино, театре, изобразительном искусстве, музыке, традициях и истории России.

В съемках документального цикла принимали участие известные писатели, режиссеры, актеры, музыканты, художники. Среди них – Юрий Поляков, Андрей Кончаловский, Полина Агуреева, Клим Поплавский, а также студенты и аспиранты творческих вузов.

«Для меня и всех, кто создавал это кино, культурный код - фундамент всей нашей истории, - говорит о своем проекте Арина Шарапова. - В нашей стране сильная армия, мощное оружие. В нашей стране должны быть колоссальные объединяющие смыслы. Они как пароль в информационной войне. В ней нашу страну будет видно, и уже видно сразу по смыслу и единству. Как только мы объединимся в общих ценностях, сразу станем номер один. Мы уже на пути, осталось чуть-чуть».

Героем одного из фильмов цикла стал писатель Юрий Поляков, принимавший участие в показе на Поклонной горе. По его мнению, затронута очень важная тема, и Арина Шарапова, как всегда, попала в точку, потому что именно культурным кодом во многом определяется поведение народа в той или иной ситуации.

Среди тех, кто пришел поддержать проект, - психолог Юрий Громыко. «Идея фильма включает нас в самый важный разговор, потому что это вопрос о той традиции, которой мы принадлежим, - предварил он показ картины. - Для молодых людей это и вопрос нахождения тех, у кого надо учиться, чтобы быть в традиции. Это те ценности, которые нас объединяют, и мы входим в какую-то общность - народ, семья, ближайшая группа… Это то, что не допускает цивилизационной перевербовки, связано с самоопределением человека».

Полина Агуреева.

В первой из двух картин, которые были представлены, речь шла о культурном коде в кино и театре, а главными героями стали кинорежиссер Андрей Кончаловский и актриса, а с недавних пор и театральный режиссер Полина Агуреева. К ним присоединился документалист Клим Поплавский, который словно бы раскаивался за свою, как он считает, не самую успешную деятельность на ниве игрового кино. Для Кончаловского философские рассуждения о будущем России и ее культурном коде – привычное дело. На встречах со зрителями и студентами он практически читает лекции на эту тему, собирая заинтересованную аудиторию. В фильме, инициированном Ариной Шараповой, показаны фрагменты из его фильмов «История Аси Клячиной, которая любил, да не вышла замуж» и «Курочка Ряба». Они хороши для подкрепления рассуждений о сути русской жизни.

Андрей Кончаловский.

Полина Агуреева апеллирует к писателю Лескову, и в картину вошли фрагменты ее спектакля «Соборяне» -это тоже картины из русской жизни. К разговору о самом главном подключаются студенты ВГИКа и других киношкол, попытавшиеся порассуждать о том, что же такое культурный код. Среди них – и сын Полины Агуреевой, студент ВГИКа Петр Вырыпаев, разделяющий взгляды своей мамы.

Одна из студенток рассуждала о непонимании, которое существует между носителями разных культур, о восприятии русского человека и иностранца. Сама она живет в Лондоне и не может многое принять в укладе британской жизни. Надо сказать, что студенты Литинститута, задействованные во втором фильме цикла, нацеленного на литературу, рассуждают более обстоятельно, нежели будущие кинематографисты, апеллируют к Толстому, Достоевскому, Чехову. Они мыслят тоньше и точнее своих ровесников, которые уже в ближайшее время будут снимать кино.

После показа состоялась дискуссия, в которой приняла участие кандидат педагогических наук, директор одной из московских школ Ирина Ильичева. «У Ирины Викторовны уже проводили закрытый показ, поэтому мы такие смелые пришли к вам», - пояснила Арина Шарапова.

«Сколько бы мы ни пытались донести до детей культурный код, да и вообще все наши мысли, ничего не получится, если не будут проникнуты этим родители, - считает Ирина Ильичева. - Мы будем приходить с вами в большие аудитории, эмоционально заряжать, показывать уникальные и интересные вещи, но пока сердца родителей не разбудишь, культурный код невозможно искусственно заложить в ребенка. Это стопроцентно. Он должен закладываться с молоком матери. То, что ты заложил, когда взял ребенка и приложил к груди, именно это состояние будет у него на всю оставшуюся жизнь. Нам посчастливилось первыми увидеть фильм. Я была поражена еще и благодаря спикерам, которые выступали, как внимательно смотрели ребята на все, что было на экране. Важно не просто посмотреть, а спросить, узнать, поговорить. Я уверена, что культурный код, пусть не так быстро, но однозначно будет заложен в сердце каждого человека».

Выступил и декан факультета международной экономики Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев, студентам которого тоже был устроен показ. Он цитировал Евангелие от Матфея и предостерегал: «Мы с вами живем в самой большой и самой богатой стране, причем во всех смыслах и отношениях, начиная от природных ресурсов и заканчивая талантами, интеллектуальными способностями людей. До того момента, пока мы искренне и осознанно не начнем это ценить, другие (я так аккуратно скажу) будут нас опережать по разным направлениям. Нас последовательно и на протяжении многих десятилетий, а может даже столетий, пытались убедить в том, что мы какие-то не такие, что мы какие-то неполноценные, что с нами что-то не так, более того, что нам за это нужно перед всем остальным миром повиниться.

Наши нынешние оппоненты, которых мы до недавнего времени называли по недоразумению партнерами, эту нотку очень тонко чувствуют и на этом очень хорошо и последовательно играют. Они могут делать шаг вперед или шаг назад, но они неукоснительно следуют в направлении достижения той цели, которую себе поставили. У них никогда в жизни не возникнет мысли, что с ними что-то не так. Чувство уважения к своей родине – это и есть начало начал. Как только мы сами себя начнем уважать и поймем, что мы более чем самодостаточны, тогда и остальные нас будут уважать и ценить.

Еще в Древнем Египте придумали технологию управления массами через смыслы, через идеи. Ей 1000 лет. Человек за идею готов жизнь отдать. Если мы высказываем какую-то позицию, и с нами кто-то находится в дискуссии и не согласен, то мы болезненно это воспринимаем. Нам, русским людям, особенно это свойственно. А почему? Потому что мы считаем это продолжением нас. И эти технологии воздействия на мировоззрение, на картину мира, наши оппоненты последовательно и серьезно против нас направляют».

Писатель и лауреат премии Достоевского Виталий Волков сделал очень личное высказывание: «Когда я вернулся, по-моему, в 2020 году из Германии, где я прожил и проработал около 30 лет, журналистка, у которой были сложные отношения со старшим сыном, меня спросила: «Что для тебя Родина?» Я задумался. На такой простой вопрос я даже не нашелся, что ответить. И я искренне ей сказал: «Родина для меня - это Пушкин в первую очередь». Я как раз до этого перечитал «Капитанскую дочку» и понял, что особенности этого языка и восприятия для меня лично и есть то, что для меня все здесь».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29297 от 17 июня 2024

Заголовок в газете: Арина Шарапова в поисках культурного кода России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру