Собрание в Театре сатиры, где труппе представили нового руководителя – Евгения Герасимова, – проходило не так спокойно, как ожидал учредитель – Департамент культуры в лице его главы Алексея Фурсина. Чиновник, год как возглавляющий культурное ведомство и впервые посетивший подобное собрание, был явно обескуражен, хотя держался спокойно. Во всяком случае Фурсин, назначивший в академический театр Евгения Герасимова вместо резко освобожденного с должности Сергея Газарова, услышал от артистов правду – или ее бледное подобие об истинном положении дел.
А артисты выступали, как они это умеют, эмоционально, но были убедительны. Говорили о том, что слияние труппы Сатиры в 54 человека с труппой театра Джигарханяна, где артистов оказалось не меньше, ничего хорошего не принесли ни тем, ни другим и только породили проблемы
"Те, кто придумал это объединение, понимает, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны – лишь бы афишу заполнить, – говорила Мария Ильина. – Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И каждый раз, когда приходит новая «метла», от нас снова уходит зритель. И все говорят о чем угодно, только не об искусстве и не о театре. И все их прекрасные разговоры заканчиваются тем, что приходят непонятные люди и используют нашу сцену. Ну сколько это может продолжаться? Кто-нибудь подумает о людях?"
Критика, которую слушали городские начальники, относилась даже не к Герасимову, который только зашел в здание на Садово-Триумфальной, а к Газарову. Артисты в зале выступавшим часто аплодировали – видимо, за два с половиной года наболело. С ними все это время никто не разговаривал, занимаясь исключительно развитием театра. Кстати, отдел с таким названием за время правления Газарова разросся невероятно. Но теперь это уже вчерашний день Сатиры, вписанный в 100-летнюю историю театра не самыми яркими красками. А каким будет завтрашний день? Это вопрос к Герасимову, тоже, похоже, не ожидавший такой «радушной» встречи. Но понял: вступил в зону риска.
– Может, хватит на нас тестировать свои амбиции? – спросил молодой актер Семен Лопатин. И зачем-то предложил выдвинуть худрука из своих рядов – актрису Яковлеву, не присутствовавшую на этом непростом собрании.
Непростом не только для Депкульта, но и для артистов. Прямо во время собрания молодому артисту Кириллу Анисимову стало плохо. Он начал сползать с кресла, его подхватили коллеги и бережно спустили вниз. Вызвали "скорую", и его с сердечным приступом увезли в больницу. Кстати, медиков вызывал уже снятый с должности директор Игорь Берлин. «А новые даже не прервали собрания. Когда ребята вернулись, их никто не спросил: мол, как там Кирилл?» – сообщил наш источник в театре.
Итог собрания: одна "скорая", масса возмущений и обещание от главы Депкульта встретиться ещё раз с трудовым коллективом. Последнее обнадеживает.
Немного истории: когда Ширвиндта назначали на должность худрука Сатиры, в театре тоже было собрание – всех служб, а не только артистов. Обсуждали, судили-рядили, но проголосовали тогда единогласно за Александра Анатольевича: ни одного голоса против не было. Но такая демократия – предания старины глубокой.