А вот так — взяли и показали. Ну кто, как не ОТР. Во главе канала работают люди перестройки, того самого времени, начиная с гендиректора Анатолия Лысенко, светлой памяти. Сейчас — Виталий Игнатенко, Леонид Млечин, Виктор Лошак… Они не предали свои идеалы, нет. Просто сейчас их труд на канале — как показатель действия демократов в нынешних условиях.
Но Сахаров — их человек. Отец советской водородной бомбы, он вдруг понял, осознал, как может воспользоваться делом его рук, мысли тот самый Левиафан под названием Советский Союз. Придуманная им бомба, безусловно, защищала интересы его страны, безопасность в лихую годину «холодной войны». Но… Сахаров рьяно начал выступать за разоружение. А почему? Это просто совесть, больше ничего. Он стал заступаться за инакомыслящих, и очень громко. Из-за этого его лишили всех наград, всех привилегий грандиозного ученого. А когда мы вошли в Афганистан, выступил против этого вторжения. Всем сердцем, всей душой.
Его вместе с женой Еленой Боннэр выслали в город Горький, и там кагэбэшники его пасли. Сахаров объявлял голодовку, его кормили насильно, через трубочку. Ему дали Нобелевскую премию мира, и получать ее вместо невыездного академика поехала жена.
А потом перестройка, Горбачев, резкая смена курса. Звонок Сахарову от генсека, освобождение. Андрей Дмитриевич вернулся в Москву под бурные продолжительные аплодисменты демократической общественности, уже тогда объявившейся. Дальше мы всё видели: Съезд народных депутатов, старый согбенный человек на трибуне, кажется, слабый как одуванчик — дунь, и нет его. Картина маслом: он опять один против большинства (агрессивно-послушного, как сказал Афанасьев), он снова против войны в Афгане. Горбачев сгоняет его с трибуны, Сахаров не уходит. И тогда почти весь зал стал его затопывать, захлопывать. Но он все сказал что хотел. В том же 89-м его не стало. Так закончилась перестройка.
В Москве есть проспект Сахарова, его до сих пор не переименовали. Там собирался народ в количестве ста тысяч. Но тогда те, кто стоял на трибуне, собирал эту массу, сами же всё и про…играли, уехав на зимние каникулы в свои отпуска.
Кто, как не ОТР, смог показать фильм про Сахарова? Могли и должны. Только вспомним, что Анатолий Лысенко, автор радикально-перестроечного «Взгляда» (после начала этой программы страна продержалась только 4 года), резко пересмотрел свои взгляды, осознал волшебную силу телевидения, которая может быть разрушительной, и на Общественном ТВ при нем стали вообще чураться политики, а рассказывать про жизнь. Частную, социальную, ту, что происходит в провинции. Наверное, он был прав, потому как стоит показывать настоящую, истинную жизнь общества в нашем непростом государстве. Лысенко старался успокаивать людей, не тревожить. Это понятно. Особенно после революционного «Взгляда».
ВАШ СЫН И ВНУК
На детях талантливых людей природа отдыхает — ведь так говорят? Бывает, сплошь и рядом. Но если идти от обратного… Сейчас расскажу. «2 Верник 2» (это «Культура»), в гостях Никита Ефремов. Что за парень, какой парень! Хотя парню уже сильно за 30. Но именно он предыдущий тезис и опровергает: есть великий дедушка Олег Николаевич, есть Михаил Олегович, и вот Никита… Артист великолепный, да еще какой умница. Глубочайший человек, талант. А вы говорите, артисту ум не нужен? Один мой знакомый, очень известный в прошлом телеведущий, так и сказал: «А где вы видели умных актеров?» Да везде (ну почти), имею личный опыт общения. Одним словом, Никита в программе был прекрасен.
Точно так же и Янковский. Великий Олег Николаевич, замечательный Филипп, его сын Иван. Династия, однако, и ни на ком природа не отдохнула. Хотя, конечно, до Олега Янковского поди дотянись.
Еще? Программа «Мой герой» (ТВЦ), ведущая Татьяна Устинова. У нее в гостях был Андрей Андреевич Максимов, Андрей Максимов-младший. Он уже сыграл в сериале «Фишер» (главная страшная роль), а еще в «Слове пацана». Нет, в журналистику, как папа, он так и не пошел, хотя Андрей-старший очень этого хотел. Но артист превосходный и опять же, по-человечески, по уму просто классный. Понятно, здесь влияние папы.
Еще немного, и вы скажете, что я похож на ту пожилую матушку Агнессу Ивановну из шахназаровского «Курьера»: «У нас замечательная молодежь, просто героическая. Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодежь». Аплодисменты.
Но здесь я ничего не придумываю: когда я вижу таких людей, просто радуюсь. Знаете, в этом поколении есть действительно очень хорошие люди, да. И очень талантливые.
Футбол как театр
Футбольный сезон закончился, забудьте? Такое не забывается. Финал Кубка — как вишенка на торте, сумасшедший матч.
И комментатор Черданцев — Гоша, он же Гога, он же Юра — был просто хорош. Такой задал игре темпоритм — только поспевай. И зенитовцы (прежде всего), и балтийцы поспевали. Черданцев звал их в атаку, в игру, в нерв. Прямо как Николай Озеров, который своими хоккейными репортажами так украшал эту игру.
А затем в ночи мы увидели разбор полетов. Аршавин, Радимов, Шалимов под чутким управлением Дмитрия Губерниева устроили истинное шоу. Наши бывшие суперигроки так волновались, и столько эмоций, но всё в кассу. Даже чашки на столе взяли и стали передвигать их, словно фишки. Тут и игру в наперсток вспомнишь (кручу-верчу, запутать хочу), и Чапая, разобравшего бой на картошке («Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!»). И Губерниев (главный футбольный обозреватель, ха-ха), подмигивающий нам в камеру и сделавший умное лицо. Аршавин просто вскочил, стал показывать, как надо было обводить. Шалимов вскочил — как защищаться, и Радимов, споривший и с тем, и с другим… Ну здорово, и ни одного пустого слова. Как сказал в конце Губер: «И чушь прекрасную не несли, всё по делу». Вот это аналитика, просто класс. Театр у микрофона. Так бы и всегда.