Была ли в России музыка до Глинки? Если Михаил Иванович первый русский классик, то значит ли это, что до него хорошую музыку в России не сочиняли? Были одаренные композиторы среди крестьян, но их талант был в подчинении у барина. Конкуренцию крепостным музыкантам составляли заграничные сочинители, которые приезжали по приглашению дворян. Сами дворяне, безусловно, тоже занимались музыкой, и играли, и пели, и сочиняли. Но, как правило, на дилетантском уровне, отдавая предпочтение основной службе, например, военной, или управлению поместьем. На этой почве формировалось творчество Глинки. Оказали влияние и его старшие современники, профессиональные композиторы Д.С. Бортнянский (прославленный автор духовной музыки), М.В. Попов (автор первой оперы, дошедшей до нас — «Мельник — колдун, обманщик и сват»).
Михаил Иванович же, в отличие от коллег, вышел на мировой уровень благодаря тому, что объединил в своей музыке все лучшее от предшественников: традиции народной музыки, наследие профессиональных композиторов-соотечественников и, конечно, европейский музыкальный опыт. Этим и отличился.
Сделать хобби профессией, а профессию — хобби. Как и все дворяне, Глинка тоже нес службу. Он трудился в канцелярии Совета путей сообщения. Должность занимал невысокую — помощник секретаря. Работа была несложная, а потому композитор занимался ею в свободное от музыки время. Впрочем, долго он на службе не задержался.
Пишите дневники — вдруг опубликуют. Михаил Иванович мог бы составить достойную конкуренцию журналистам и писателям — об этом свидетельствуют его «Записки», автобиографическое произведение, в котором композитор собрал ярчайшие воспоминания о своей жизни и уложил их в четыре части. Если вас спросят, сколько симфоний написал Глинка, смело отвечайте: «Две!». Первая музыкальная — Симфония-увертюра, а вторая — литературная - «Записки» в четырех частях (кстати, в симфонии по традиции частей тоже четыре). Вряд ли композитор тогда знал, что из-под его пера выходит замечательная хроника «золотого века», но в этой книге, действительно, можно обнаружить интересные факты из жизни прославленных современников композитора.
Что общего у Глинки с Пушкиным? Мир и тогда был тесен. В Благородном пансионе, куда Глинка поступил на обучение, воспитывался Лев Сергеевич Пушкин, младший брат Александра Сергеевича. А их воспитателем стал близкий друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, тоже поэт, а позднее один из декабристов. Благодаря Кюхельбекеру Михаил Иванович был лично знаком с человеком, чьи стихи позже легли в основу многих романсов, а поэма — в основу оперы («Руслан и Людмила»).
Кстати, Пушкин старше Глинки всего на 5 лет, в этом году мы празднуем его 225-летие (6 июня 1799).
Любовные разочарования. На любовном фронте Глинка и Пушкин тоже шли рука об руку. Оба любили Керн, оба сочинили «Я помню чудное мгновенье», только каждый свое. Поэт написал стихотворение — для Анны Керн, а композитор написал на эти стихи романс — для Екатерины Керн, ее дочери.
Но у Глинки с Керн все было не так просто. Он был несчастливо женат на другой женщине. Законная супруга изменяла ему, впрочем, как и он ей. Она даже умудрилась тайно обвенчаться с любовником, надоедала композитору своими капризами. Керн-младшая, в свою очередь, требовала от него развода. Михаил Иванович, конечно же, развелся, но и с Екатериной у него отношения не сложились — любовный пыл угас во время затянувшегося бракоразводного процесса. Композитор для себя решил: больше никакого брака.
«Жизнь за царя» или все-таки «Иван Сусанин»? Вряд ли сегодня можно найти билеты на постановку «Жизнь за царя». Но именно под таким названием состоялась премьера первой русской национальной оперы. Вот как было дело. Изначально сам Михаил Иванович назвал свое грандиозное сочинение именем главного героя «Иван Сусанин», но во время репетиции один из министров предложил альтернативу — «Жизнь за царя» или «Смерть за царя». После долгих споров Глинка наконец согласился на смену названия (в пользу жизнеутверждающей версии, конечно же). Так мировая оперная сцена перестала быть прежней, когда 27 ноября 1836 года в Петербурге состоялась премьера «Жизни за царя». Но в 1917 году отдавать жизнь за царя и в названии, и на сцене было запрещено. Патриотическая идея оперы оказалась востребована в 1939 году. Либретто, текст оперы, значительно переработали. Но опера получила вторую жизнь под своим первым названием, каким его задумывал композитор — «Иван Сусанин».
Хор, который знаком каждому. С 2000 года хор «Славься», который звучит в эпилоге оперы «Иван Сусанин», является официальной мелодией инаугурации президента РФ. Кроме того, торжественную музыку хора можно услышать и во время парада Победы 9 мая на Красной площади. Если Глинка действительно хотел создать русскую национальную оперу, то это у него получилась. И столь активная внесценическая жизнь хора «Славься», его участие в важных государственных мероприятиях тому подтверждение.
Любитель птиц. Иногда о композиторе говорят как об орнитологе-любителе, но Глинка, конечно, ценил певческий талант пернатых. «Птичьи домики» композитор обустраивал во многих домах, где жил сам. Их пению он вдохновения ради подражал за роялем, а иногда шутливо соревновался с питомцами, играя на скрипке: кто кого перепоет.
Лингвист и путешественник. Если бы Глинка не был гениальным композитором, то наверняка был бы одаренным филологом. Лингвистический талант будущего великого композитора проявился еще в юности, когда во время обучения в Благородном пансионе Михаил Иванович выучил английский, французский, немецкий, а также латынь и персидский. Позднее к ним прибавился испанский. Ну и родной русский — всего семь языков. Свободное знание такого количества языков позволило композитору легко путешествовать по Европе и общаться с величайшими современниками, среди которых, например, Мендельсон, Берлиоз, Беллини, Доницетти. Испанский язык композитор вообще выучил специально для своего путешествия. Путешествие в Испанию было плодотворным во всех смыслах. В Мадриде Михаил Иванович любовался ночным городом, в Севилье просто веселился и развлекался. Иногда немного грустил, что не везде получается познакомиться с национальной испанской музыкой, а потому искренне радовался, когда попал в Гранаду, где открыл для себя местное народное творчество, в котором танец неотделим от музыки. И даже сам научился танцевать испанские танцы. Результатом поездки стали восхитительные «Испанские увертюры». «Арагонскую хоту», равно как и «Воспоминания о ночи в Мадриде», непременно надо слушать.
А что же сейчас? Сегодня оперные труды композитора живут активной сценической жизнью. «Ивана Сусанина», равно как и «Руслана и Людмилу», легко можно обнаружить в репертуаре главных музыкальных театров страны — в Большом и в Мариинке. Романсы Глинки очень часто певцы включают в концертные программы.