Прогулка по саду Бенуа, куда ходят не только местные жители, но и приезжают со всего Петербурга, теперь напоминает квест. Среди зелени можно искать разные эмоции – каждая окрашена в свой цвет. Создательница проекта «Эмоциональный полив» Марина Звягинцева искала сочетание по наитию, а вот сами эмоции выбирали с помощью онлайн-опроса местные жители.
– Людей спрашивали – какие эмоции у вас вызывает Сад Бенуа? Абсолютное большинство первым делом называло вдохновение. Потом спокойствие, эмпатию и эйфорию. Нежность я добавила от себя. Когда впервые попала сюда в декабре прошлого года, то очень прониклась атмосферой и историей места, – рассказывает Марина.
Сад Бенуа, и правда, место с удивительной историей. Здесь, недалеко от парка Сосновка, где когда-то любили вести литературные беседы Тургенев с Белинским, где стрелялся на дуэли Лермонтов (после чего был сослан на Кавказ), в 1890 году построил дачу Юлий Бенуа – представитель знаменитой династии, племянник главного архитектора Петергофа Николая Бенуа, академик, который построил в Петербурге около 30 зданий. По собственному проекту он возвел двухэтажный дом, увенчанный затейливой башенкой, что служила «пожарной каланчой». А рядом построил образцово-показательный коровник, для которого привез из Европы 120 породистых буренок.
Юлий Бенуа содержал свое хозяйство в идеальной чистоте и даже продолжил железную дорогу в центр города, чтобы быстро доставлять молоко клиентам. В 1913 году его ферма удостоилась золотой медали на Всероссийской гигиенической выставке. Хозяйство со временем разрослось до 200 голов. После революции, когда ферму национализировали, Юлий Бенуа остался там работать. Дальнейшая его судьба неизвестна. Хозяйство превратилось в совхоз «Лесной», потом пришло в упадок. В 2001 году дача Бенуа сгорела. Говорят, поджог, на его месте хотели строить торговый центр. Сад Бенуа долго стоял за забором и стал притоном бомжей.
Спустя 10 лет исторические руины – дом, ферму и ее административное здание – выкупила пара бизнесменов. Андрей Лушников и Елена Плахтий восстановили здания, привели в порядок парк и сделали его территорией современного искусства. Ферма превратилась в стильное семейное кафе, дача и администрация – в коворкинги. Построенную после Великой Отечественной силосную башню, которая не имеет охранного статуса, в отличие от остальных построек, стали использовать как паблик-арт площадку. Сейчас ее стены украшают 120 мультяшных коров, нарисованных художником Турбеном, а внутри круглого здания то и дело слышится: «Му-му-му». Звонкое мычание записала Анна Мартыненко – озвучивали коров люди, гуляющие в парке.
«Эмоциональный полив» Марины Звягинцевой стал шестым по счету паблик-арт проектом в Саду Бенуа, и уже в день премьеры полюбился местным жителям. Цветы из спиннеров установили на подиумах, которые одновременно служат лавочками. Постаменты для инсталляций создают приятную тень, чтобы прятаться от палящего солнца. Около клуба с нежностью встретила мамочку с коляской, которая под цветочками в нежно-фиолетовых оттенках неспешно плела макраме, и двух пенсионерок, обсуждавших последние новости. «Мы все время тут гуляем. Так здорово, что заброшка превратилась в парк. Раньше больно было смотреть на руины, а теперь тут сплошное вдохновение», – рассказала одна из дам.
Цветы с вдохновением, расписанные в авторской технике биотипия (живопись на движущейся воде) в активных синих и красных тонах, разместились в нескольких десятках метров от нежности. Прямо рядом с восстановленной дачей Бенуа, где недавно была детская школа искусств, а теперь – коворкинг, где собирается в основном творческая молодежь, чтобы креативить новые проекты. Эмпатия у Марины отразилась в сочетании желтого и фиолетового, которые аккурат напротив друг друга в цветовом круге Иттена (самый популярный инструмент для подбора сочетания оттенков). Клумба с «эмпатичными цветами» разместилась в сердце парка, ведь именно соучастие аккумулировало этот проект, с него же начинается «перезарядка» людей, которые приходят сюда отдохнуть. Спокойствие выразилось в природных оттенках – разливах синего и зеленого. А эйфория – в сочетании голубого и оранжевого «потоков». В первый же день цветы прошли проверку на прочность: на них налетела группа подростков, которая пришла в Сад Бенуа на экскурсию, и давай радостно крутить цветы-спинеры. Ни один бутон, однако, не отлетел.
– Если мелькнула радость, ее надо поймать и удержать, – рассуждает художница, стоя у одного из своих арт-объектов. – Потому что негативные эмоции накатывают сами собой. А вот положительные надо культивировать, поливать, выращивать – как цветы.
Проект-размышление о человеческих чувствах Марина придумала специально для Сада Бенуа. Почти 20 лет она работает в уличных пространствах, для которых специально создает проекты site-specific, то есть учитывающие особенности места. На ее счету более 10 выставок, реализованных в спальных районах Москвы, она успела поработать в Твери, Норильске, Мончегорске и других городах. Но впервые внедрила концептуальное искусство в знаковую территорию северной столицы. Важно также, что «Эмоциональный полив» – проект партиципаторный, то есть предполагающий включение публики. Искусствовед Александра Данилова по этому поводу отмечает: «Проливая» свои эмоции в пространстве сада, зрители лишь подтверждают древнюю китайскую мудрость: «Смотреть вокруг, смотреть внутрь себя». Любоваться необычными цветами в Саду Бенуа можно до осени. Потом арт-объекты переедут в спальный район на другом конце Петербурга.