Награды от киноведов и кинокритиков получили Александр Робак, Наталия Мещанинова, Алишер Хамидходжаев

Посмертно премия «Белый слон» вручена Инне Чуриковой за роль жены Черненко, ставшую последней в ее жизни

В мае 1896 года в Москве состоялся первый в истории города киносеанс. Ориентируясь на важное для развития кино событие, киноведы и кинокритики провели камерную церемонию вручения своей независимой премии «Белый слон» по итогам 2023 года.

Посмертно премия «Белый слон» вручена Инне Чуриковой за роль жены Черненко, ставшую последней в ее жизни
Жора Крыжовников.

К кинокритикам присоединилась Федерация киноклубов России. Вместе и вручили часть наград тем, кто оказался в этот день и час в Москве.

Еще год назад решили отказаться от каких бы то ни было церемоний и просто давать оценку новым фильмам и оглашать список победителей. Однако продюсеры настояли на получении статуэток, внесли часть средств. Недостающую сумму критики собрали самостоятельно и заказали мастеру из Гусь-Хрустального статуэтки слонов.

«Пациент №1» Резо Гигинеишвили удостоен трех «Белых слонов» — за режиссуру и актерские работы Александра Филиппенко (он сыграл умирающего генсека Черненко) и Инны Чуриковой (посмертно). Награду за Инну Михайловну (роль жены Черненко стала для нее последней в кино) получал ее сын Иван Панфилов. «Спасибо всем, кто любит мою маму. Я надеюсь, что этот прекрасный фильм увидят зрители», — сказал он, принимая «Белого слона». А потом на небольшом экране появилась молодая Инна Михайловна и прочитала стихи Ахматовой. Александр Филиппенко прислал обращение из Вильнюса. Он поблагодарил кинокритиков за то, что они «не такие пришибленные, как многие», пожелал оставаться честными и независимыми.

Статуэтки вручали не только киноведы и кинокритики, но и режиссер Алла Сурикова, которая пришла на вечер в сопровождении подруги — актрисы Людмилы Максаковой. Прежде чем вручить «Белого слона», она шутливо извинилась за то, что «втерлась» в кинокритическое сообщество, напомнила о своих профильных заслугах: «Я умею писать. У меня книжка есть «Любовь со второго взгляда» и повесть «Конотоп». Параллельно призналась в любви Александру Робаку, который в «Пациенте №1» не снимался, но хорош в «Снегире» и удостоен награды кинокритиков за лучшую роль второго плана. «Когда в актере есть второй план, есть улыбка...» — восхищенно говорила Сурикова, а она в актерах знает толк.

Целый день Алла Ильинична посвятила Резо Гигинеишвили — созванивалась, смотрела его фильм и дала свою оценку: «Суровая картина, но все равно это фарс с замечательной отсылкой к фильму «Кин-дза-дза!» моего учителя Георгия Николаевича Данелии. Премия вручается командой киноведов и кинокритиков, а они ребята серьезные, просто так никому ничего не дают».

Награду за Резо получала прелестная Ольга Макеева, напоминающая инопланетянку. Она сыграла медсестру генсека. «Резо бесконечно любит своих актеров, дотошно докапывается до каждой детали, чтобы воссоздать атмосферу времени, и у него это хорошо получается. Он умеет выбирать и снимать женщин. Для меня это тоже некая награда», — сказала она, принимая «Слона».

За «Лучший сериал» — «Слово пацана. Кровь на асфальте» — отметили Жору Крыжовникова, пришедшего на церемонию с крохотной, но бойкой собачкой, которая смирно сидеть не могла, все время тявкала в знак одобрения и убегала в народ. Он переспросил, точно ли критикам нравится его фильм, и признался, что, как и многие кинематографисты, ставит во главу угла зрительский отклик, подчас забывая о том, как важно получить хорошую прессу.

Александр Робак.

«Снегирь» Бориса Хлебникова занял первую позицию по результатам голосования Федерации киноклубов, объединяющей в своих рядах представителей разных городов страны. Сценариста этой картины Наталию Мещанинову самые квалифицированные любители кино осыпали цветами, преподнесли ей статуэтку ежа, который будет передан Борису Хлебникову. Они также наградили и «Один маленький большой секрет», снятый Наташей, который тоже вошел в тройку лучших фильмов года наряду со «Сказкой» и «Снегирем».

«Борис Хлебников — мой близкий друг и соавтор. У него на площадке царит невероятное дружеское состояние, где все по любви. Если бы вы знали, как мы приняли решение написать сценарий этого фильма! Это просто смех. Дело не в море, которое я люблю, и не в книге, по которой фильм снят, а в том, что есть Борис, с которым я на любую луну полечу. И Саша Робак с Алишером Хамидходжаевым полетят. Очень большое количество людей пойдут с Борей в тайгу, разведку, куда угодно», — говорила Наталия Мещанинова, получая награду за «Снегиря».

У нее дома целая полка со слонами. Их вручали за каждый ее фильм. «Очень важно, что кино отмечается, потому что его как будто бы нет. А благодаря вам оно есть. Мой фильм «Один маленький большой секрет» не получил прокатное удостоверение и не может быть показан. Для режиссера это большая трагедия. Ты снимал, снимал, а тебе говорят: «Ну нет». И ты оказываешься вне поля зрения. Для меня очень важно, что вы дали мне приз за сценарий, потому что мне тоже кажется, что это мой лучший сценарий».

Павел Галич успокоил Наталию: «Вы не расстраивайтесь. Моего деда Александра Галича вообще вычеркивали из фильмов, где он был сценаристом. Его фамилии не было, а спустя время она появилась».

Оператор Алишер Хамидходжаев получил уже четвертого «Белого слона». «Главное достояние в нашей картине «Снегирь», — считает он, — это артисты, с которыми мы прожили удивительную жизнь».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29285 от 29 мая 2024

Заголовок в газете: Полка для слонов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру