14 мая в Галерее искусств Церетели открылась выставка «Наука и искусство — пути познания», гвоздем которой стал, конечно же, Зураб Константинович.
Церетели, опираясь на руку помощника, мужественно поднялся (в свои-то девяносто!) по лестнице на третий этаж, приветствуя собравшихся чуть ли не поименно. Правда, к микрофону он не вышел, призвав к краткости. А несколько речей представителей Российской академии художеств и Академии наук можно ужать до предложения: выставка уникальна, она являет собой модель всего нашего мира, втиснутую в несколько залов.
В числе образцов «наукоемкого искусства» можно назвать не одно и не два, а десятки представленных произведений.
Например, композицию «Яблоко Ньютона» (автор Александр Цигаль): бронзовое планетовидное яблоко и стеклянные «колонны», удерживающие его от падения, помогающие почувствовать весомость «зависшего» предмета.
Или «Скафандр» Любови Савельевой: снаряжение космонавта выполнено художницей по технологии «тихого дутья» — в результате получился то ли действительно стилизованный скафандр из синего стекла, то ли древняя фигурка, которую охотники за НЛО назвали бы «неуместным артефактом».
Здесь же — бронзовый синий «Нейрон» Андрея Ковальчука, похожий на четырехмерную морскую звезду, и скульптурная миниатюра Церетели 1978 года из серии «Космос». Распахнутые крылья. А над ними — то ли атом, то ли получивший дополнительные «хвосты» первый советский спутник. Наверное, так выглядела бы композиция группы Space «Magic Fly», если бы мы научились превращать звуки в металл.
Организаторы выставки сознательно «замиксовали» разные жанры в пределах каждого зала. Скульптурную составляющую первого из них я описал, но эти экспонаты соседствуют со сделанными с орбиты Земли фотографиями (воспроизведенными на холсте) и картинами Владимира Джанибекова в духе советского «космического романтизма». Особенно хорошо получился у Джанибекова (генерал-майора ВВС СССР в отставке и ветерана орбитальных полетов) «Гагарин перед стартом». На Юрии Алексеевиче оранжевый комбинезон, ракета — молочно-белая, а парящие вокруг птицы — чисто белые. Они — идеальная и идеализированная метафора извечной мечты человека о крыльях.
«Гагарин в космос летал, а Бога не видал» — такие слова при Хрущеве вложили в уста 27-летнего покорителя околоземного пространства. Разным священникам приписывается продолжение: «Зато Бог Гагарина видел».
Разместив неподалеку от картины с Гагариным Христа, создающего Вселенную с помощью циркуля (воспроизведение А. Д. Поповой с французской миниатюры XIII века), организаторы выставки, несомненно, сделали отсылку к диалогу о человеческом и божественном, о зрении и слепоте.
Но проект «Наука и искусство» смотрит не только ввысь, но и вглубь (скульптура «Бозон Хиггса» Михаила Дронова). Не только в будущее, но и в геологическое прошлое планеты (здесь обращает на себя внимание роспись по керамике Валерия Малолеткова, его «Пласт «Палеонтология», имитирующий окаменевшие отпечатки растений; Малолетков — тот самый художник, кто украсил знаменитыми горельефами Московский палеонтологический музей).
Замечу, что на выставке очень разные произведения и по «типу высказывания». Есть буквальные — я имею в виду многочисленные портреты и бюсты ученых и религиозных мыслителей. Этих изображений так много, что они складываются в некое подобие ЖЗЛ, причем фамилия Церетели указана едва ли не под половиной экспонатов: живописными портретами Ломоносова и Гагарина, бюстом Петра I, скульптурными портретами академика Вернадского, Миклухо-Маклая и его супруги Маргарет, моделью памятника Юрию Сенкевичу и так далее. Не менее культовому скульптору Сергею Коненкову принадлежат бюсты Дарвина, Циолковского, Альберта Эйнштейна, академика Павлова…
А если вести речь о «непрямых» художественных высказываниях, ироничных и шаржевых (если возможен, конечно же, «дружеский шарж» на гения, жившего за полтысячи лет до тебя), то нужно назвать «Леонардо да Винчи» Владимира Мочалова. Гном с белой бородой сидит на стульчике и рисует Мону Лизу карандашиком. Как минимум заставляет улыбнуться. Или разглядеть в человеке-колоссе — человеческое.
Примерно по этому же, ироническому пути идет Константин Батынков. Его работа 2009 года «Лунный трактор» изображает не первый в мире планетоход, как можно было подумать, вспомнив цитату из песни Высоцкого, а буквально трактор-экскаватор. Но это не земная строительная техника: принадлежность к Луне выдают серебристый цвет и система колес, как у «Лунохода-1».
Перечислять все увиденное можно бесконечно. Бесценны как познавательный материал избранные снимки из экспедиционного архива живописца-путешественника Алексея Шмаринова, воспроизведения «аборигенских» эскизов и набросков Миклухо-Маклая из архива Русского географического общества, иллюстрации из экспедиций Семенова-Тян-Шанского, масштабный «Разрез Атлантики» Александра Пономарева, картины о Крыме и Камчатке, фотографии горных вершин и ледников…
Но, пожалуй, самым мощным эффектом завораживания обладают выполненные из стекла Борисом Федоровым «Синий рельеф» (схваченная в моменте, вероятно, арктическая или антарктическая стихия) и его черное «Затмение». Наши далекие предки в момент покрытия Солнца Луной считали, что светило пожирает дракон или иное чудовище. Кажется, часть этого первобытного страха Федоров вложил в свою эпическую работу.