Это был действительно королевский подарок публике, для которой шоу оказалось дармовым, то есть совершенно бесплатным. Официально Celebration Tour (то есть «Празднование»), начатый 27 октября 2023 г. на O2 Arena в Лондоне, проехав по Европам да Америкам, завершился 78-м концертом 24 апреля в Palacio de los Deportes в Мехико, столице Мексики. Билеты там, несмотря на статус бедноватой страны, стоили в среднем в полтора-два раза дороже, чем в других и намного более зажиточных локациях. Ценник начинался от 400 USD (американских долларов) и достигал почти $2000 за лучшие места. Бедные латиносы, похоже, снимали с себя последнее, чтобы лицезреть поп-богиню, и наскребли, надо сказать, на полноценный аншлаг.
Но честолюбивой поп-звезде такого финала, видимо, оказалось недостаточно. Под занавес не только текущего тура, но, судя по всему, и большой концертной эпопеи длиною в 40 лет 65-летняя дива решила-таки всем окончательно показать, где раки у нее зимуют, учинив массовую поп-истерию на Копакабане в формате щедрого презента поклонникам. «Мы находимся в самом красивом месте в мире, оно волшебное!» — звонко выкрикивала Мадонна публике на знаменитом пляже, и ее клич, усиленный 18 мегабашнями со звуковыми и видеопорталами, утопал в согласном вое полуторамиллионной глотки. Зрелище, сказать прямо, не для слабонервных михайловых-ваенг и прочих успенских…
Она почти уделала всех, включая даже рок-грандов The Rolling Stones с их 1,2 млн зрителей на той же Копакабане в 2006 году, но не дотянула все-таки до Книги рекордов Гиннесса, куда занесен другой пляжный концерт Рода Стюарта в 1994 г. с 4-миллионной аудиторией. Справедливости ради, правда, стоит отметить, что это было празднование Нового года, которое безотносительно хоть к Роду, хоть к Стюарту собирает каждый год на Копакабане праздногулящую публику со всего мира.
Возвращаясь собственно к Celebration Tour, о котором «ЗД» подробно рассказывала еще в самом его начале и свидетелем которого была не так давно, в феврале, на арене Chase Center в Сан-Франциско, можно заметить, что «Празднование» напоминало этакое отчетно-выборное комсомольское собрание по итогам восьми пятилеток, проведенных урожденной Мадонной Луизой Чикконе на большой международно-музыкальной сцене. Даже не выборное, а просто отчетное, поскольку, скорее всего, окончательно завершает сорокалетний походный цикл «Материальной девицы» к славе.
На это намекал весь концепт шоу, в котором были собраны все самые большие хиты певицы, включая Like A Prayer, Nothing Really Matters, Erotica, тот же Hung Up (Time Goes By So Slowly), который сейчас стал чуть ли не музыкальной визиткой певицы — и то лишь потому, что она когда-то (сама ли или подсказал кто) раскошелилась на сэмплы Gimmie, Gimmie великой АВВА и примостила их градообразующим хуком в достаточно блеклый трек. И трек заиграл хитовыми красками! Хотя несколькими годами ранее она эту же «Аббу» полоскала и в хвост, и в гриву: мол, с трудом припоминаю, группа, да? Дескать, скучные старперы, а я вся такая модная и продвинутая… А потом вдруг прозрела. Будто и не хамила. В общем, «сукина дочь», как в своей излюбленной манере мог бы высказаться о ней ее президент…
Но в этой «сучности», с другой стороны, и вся ее прелесть. За вычетом спорной музыкальности и исполнительского мастерства, что всегда бередило высоколобую музыкальную критику, все остальное в Мадонне знатно: дива-шоуменка, провокаторка, сексуалка-многостволка, хабалка, эротоманка, общественница-крикунья, трудоголичка, режиссерка собственных счастья и несчастий и др., и пр.
В искрометной форме бурлеска-кабаре она припеваючи изложила в своем прощально-праздничном туре тяжелый путь певицы к успеху, начиная с пресловутых 20 баксов в кармане, с которыми амбициозная юная герла, побросав первого бойфренда и университет, перебралась в 1978 г. из мичиганской глуши в пульсирующий Нью-Йорк строить новую судьбу и карьеру. Не зря, что еще и актерка второразрядных фильмов: в концерте были разыграны театрализованно-музыкальные сценки «из жизни» — как юную старлетку сперва не пускали в престижный клуб в NY, а потом там же носили на руках, когда она стала звездой. Такой вот жестокий мир чистогана и наживы джунглей шоу-бизнеса и история мичиганской Золушки в нем. Публика по всему миру с замиранием сердец чуть не рыдала над непростой судьбинушкой простой американской звездуньи, нещадно разряжая включенными лампочками батарейки на смартфонах.
Конечно, было место и всему остальному, включая радость, беззаботный кураж и безудержный угар, модерн, ретро, декаданс, топлес, посвящение маме, призывы к миру (в конце-то концов!), имитация куннилингуса, анального проникновения, не забытыми остались и традиционное соитие в миссионерской позе, скрепные кресты, слезные исповеди, гордые парни на шпильках, клокочущие манифесты. Разве что «Яблочко» не сплясала…
Все как у Мадонны, ничего нового, но и ничего плохого. Иные из прошлых ее 11 мировых турне были и позабористее (Confessions, Sticky & Sweet, The MDNA…). Может, потому и много отсылок, включая видеозаписи из прошлых шоу, что, впрочем, удачно дополняло текущее «Празднование» тем самым элементом «отчетности». А новейшие достижения науки и техники в области стейджинга, включая под финал эти 18 аудио- и видеовышек, благодаря чему полтора миллиона зрителей на Копакабане видели любимицу как на ладони, отполировали действо до шика, блеска, красоты.
Да, и под финал своего космического величия (о чем «ЗД» уже рассказывала, но стоит напомнить еще раз) Мадонна строго-настрого наказала не величать ее больше «поп-королевой» — мол, это, конечно, почетно, но «монархии в прошлом, а я — будущее». Вот так-то, Филипп Бедросович…