Будучи подростком, он с друзьями организовал в Рейкьявике киноклуб. Проектор им предоставило американское посольство, а фильмы — советское. Тогда-то он и увидел фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и мечтал когда-нибудь увидеть знаменитую одесскую лестницу, где проходили съемки. Об этом Фридрик рассказывал в один из первых визитов в Москву в конце 90-х. Мечту удалось осуществить в 1989 году, когда он впервые посетил Москву и Одессу.
В 1997 году он работал в жюри Сочинского международного кинофестиваля, который проводил Марк Рудинштейн. В 2021 году Фридрикссон участвовал в Днях исландского кино в России. Тогда в Москве и Петербурге прошла его ретроспектива, после которой многие мечтали посетить Исландию.
В 1987-м Фридрикссон основал Исландскую кинокорпорацию, где до сих пор создает свои картины и помогает коллегам и где занимался совместным производством с компаниями Ларса фон Триера и Фрэнсиса Форда Копполы.
В 1997 году в нашем разговоре он сказал, что его школой кино стало само кино. «Я организовал клуб кинолюбителей, посвятил ему четыре года и мог по своему вкусу выбирать любой фильм для просмотра. Мы показали около 600 фильмов кинолюбителям. Я стоял за кинопроектором и каждый фильм видел раз по шесть», — рассказал тогда Фридрикссон.
— Почти 25 лет назад вы приезжали в Москву на ретроспективу ваших фильмов и рассказывали о своей мечте увидеть Потемкинскую лестницу в Одессе, где снимался «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. Как вы осуществили мечту?
— Я побывал в Одессе еще во времена Советского Союза в 1989 году. Хорошо помню эту дату — тогда родилась моя дочь. Я специально поехал в Одессу, чтобы увидеть Потемкинскую лестницу. Это было потрясающе. Мне очень понравилось это историческое место.
— Какие еще фильмы заставили вас отправиться в путь?
— Больше ничего подобного в моей жизни не было.
— После вашей ретроспективы я мечтала побывать в Исландии, но понадобилось 20 лет, чтобы осуществить мечту.
— Я это понимаю. После моего фильма «Холодная лихорадка» (он был снят в 1994 году, его японский герой отправляется в Исландию, где погибли его родители, чтобы исполнить старинный обряд поминовения и вернуть душам близких покой. — С.Х.) многие японцы хотели приехать в Исландию. Они приезжали, чтобы увидеть те места, где мы снимали. Также многие зрители отправлялись по маршруту, по которому шла пожилая пара в моем фильме «Дети природы».
— Исландия, с одной стороны, большая страна, а с другой — маленькая, немного замкнутая в силу географии. Вам не тесно в ней жить и работать?
— Абсолютно нет. Мне хватает места. У нас много пространства. Может быть, единственный ее недостаток заключается в том, что зимой наша природа весьма депрессивная.
— Судя по вашим фильмам, можно подумать, что вы человек природы. Однако живете в Рейкьявике?
— Живу я в городе, но вы правы, люблю быть на природе, ловить лосось и форель. Смотреть на реку, ее течение, занимаясь рыбалкой, — очень полезное дело для развития мозговой деятельности. Думаю, что для людей с заболеваниями мозга очень полезно ловить рыбу, сидя где-нибудь на берегу реки или находясь по пояс в воде.
— Для режиссера благоприятнее созерцательная жизнь или постоянное движение, ритм?
— Мне больше нравится спокойная атмосфера.
— Интерес к кино с годами не угасает? Нет усталости?
— Нет, я не устал. Мне очень нравится работать в кино. Правда, есть не очень благодарные люди, с которыми я работаю как продюсер. С ними не очень приятно иметь дело. От таких людей я устаю.
— Вы начинали как документалист. А позднее часто доводилось заниматься неигровым кино?
— Я сейчас вернулся к документальному жанру. Расскажу про один мой проект «Солнечный мальчик» 2009 года. Он про мальчика-аутиста, который не общался с людьми, не умел говорить, но в процессе съемок заговорил. Это было чудо для всех. Фильм получил известность, поскольку рассказчиком в нем стала знаменитая британская актриса Кейт Уинслет. В США фильм называли по-другому, по аналогии с «Мамашей Кураж» Бертольда Брехта.
— У вас также есть фильм «Убить поэта», который увидеть не было возможности.
— Мой фильм не о поэте, а о художнике — еще довольно молодом, который неожиданно умер в сорокалетнем возрасте. Он бежал, и у него случился инфаркт. Эта документальная картина называется «Горизонт», и она уже вышла в прокат.
— Вы всегда делаете только то, что хотите? Насколько вы свободны в выборе?
— Я никогда не делаю того, что не хочу. Единственное, что меня иногда ограничивает, это бюджет. В настоящее время в киноиндустрии Исландии средства не так велики, поэтому не все удается осуществить. Тем не менее киноиндустрия у нас на подъеме. Люди любят ходить в кино и особенно стали ценить эту возможность после пандемии.
— Вы смогли бы жить без кино?
— Сейчас, наверное, да. Потихонечку приближаюсь к этому, поскольку я стар. 12 мая мне исполнится 70 лет, поэтому я остываю. Сейчас для меня важнее возможность играть в футбол, чем снимать кино.
— Вы играете?
— Да. Я регулярно играю в футбол, трижды в неделю, в любую погоду и только на улице. Даже при минус 12.
— Что это за команда?
— Команда называется «Объединенные обедом», поскольку мы все время играем во время обеденного перерыва. В ней люди разного возраста. Среди них есть и профессионалы, игравшие в европейских клубах, получившие травму, у которых больше нет возможности играть там. В нашей команде представлено много поколений. Например, мой сын играет с нами. У нас таких пар — отец и сын — несколько, четыре или пять.
— В 2018 году вы приезжали в Москву на чемпионат мира по футболу. Вы заядлый болельщик и постоянно посещаете подобные мероприятия?
— Честно говоря, не так часто сборная Исландии попадает на такие соревнования. Она не настолько сильна и в 2018-м впервые участвовала в чемпионате мира. Но она участвовала в Еврокубке по футболу, и мы поехали туда вместе с сыном. Это была поездка не столько с целью посетить матч, сколько побыть вместе. Это было наше с сыном общее приключение.
— Ваш сын стал кинематографистом?
— К сожалению, нет. Он дизайнер, но играл в четырех моих фильмах — «Мама Гого», «Остров дьявола», «Холодная лихорадка», «Ангелы Вселенной», в которых у него была самая большая роль — брата главного героя.
— А что повлияло на вас? Почему вы с ранних лет увлеклись кино и организовали киноклуб?
— Меня потрясли три фильма, которые привез один из исландских кинематографистов. Они перевернули мое сознание. Мне захотелось заниматься кино и привезти в Исландию еще нечто подобное.
— Почему вы не стали учиться, не окончили киношколу?
— Я смотрел много качественных фильмов. Это и стало моей школой. В кинозале я получил кинообразование. А пять лет назад сам стал обучать студентов, получил звание магистра.
— Кто приходит к вам учиться? Девочки или парни?
— Мальчики и девочки со всего мира. Есть парень из России, девочка из Украины, и они лучшие друзья. У нас очень уважаемая школа, занимающая 12–20-е места в рейтинге киношкол мира. Кто-то из моих студентов живет в Исландии, кто-то специально приехал поступать из самых разных стран, например из Индии. Студенты учатся два года, снимают короткометражки, которые участвуют в конкурсе мировых киношкол. У ребят есть доступ к хорошему оборудованию, и преподавательский состав хороший. Есть разные программы. Кто-то может пойти в университет, чтобы изучать теорию кино в кооперации с нашей киношколой. У нас также есть сценарный курс.
— Что в головах у молодых, вы понимаете?
— Думаю, да. Если говорить о том, чем отличаются мальчики от девочек, то у студентов мужского пола интерес больше к коммерческому кино, боевикам, рок-н-ролльному жанру. А девушкам нравятся спокойные, поэтические картины. Я бы сказал, что лучшие студенты — это женщины. Многие мои студенты подрабатывают осветителями, монтируют. Фильмов в Исландии снимается много, и государство их хорошо поддерживает. У нас много рабочих мест в киносфере, которые неплохо оплачиваются, особенно если это совместное производство с США. Американцы платят гораздо больше, чем могу себе позволить я. Спрос в любом случае огромный. У нас около 500 человек работают в киноиндустрии. Все они востребованы, и сложно найти свободного хорошего специалиста. Так что за будущее моих студентов можно не переживать.
— Профессия кинематографиста уважаема в Исландии? В советские времена режиссеры и актеры были духовными лидерами, с чьим мнением считались. Сейчас не совсем так.
— Наша культура зиждется на литературе, поэтому самые уважаемые люди — писатели. А режиссеры, пожалуй, на втором месте.
— Вам нравится, как лично к вам относятся?
— Мне все равно, честно говоря, что думают про мои работы. Конечно, приятно, когда тебя любят, говорят хорошие слова про твое кино. В последнее время меня стали чаще благодарить за мои картины. Раньше такого не было. Люди постоянно подходят. Не знаю, что сказать на это. Может быть, они думают, что я умираю?
— Скоро у вас юбилей. Предполагаются какие-то торжества?
— Когда мне исполнялось 60, мы с семьей поехали в Италию. В 67 лет, а в Исландии в этом возрасте выходят на пенсию, мои друзья закатили мне вечеринку. Что делать в 70, я пока не решил. Устраивать грандиозное празднование — дорогое удовольствие, поскольку потребуется много крепкого алкоголя. Не уверен, что готов выложить столько денег ради вечеринки.
— Вы предпочитаете простую жизнь? Или же есть статусные вещи, к которым вы привыкли?
— Живу очень простой и скромной жизнью. В 2008 году у нас был серьезный кризис, сильно ударивший по Исландии. Я тогда потерял все, лишился большого дома на территории советского посольства. Сейчас у меня небольшая квартира.
— Что значит на территории советского посольства?
— Дом был построен в 1933 году и первоначально принадлежал мэру Рейкьявика. После его смерти здание передали в пользование советскому посольству, а потом — университету. И только позднее я купил этот дом. Перестроил его, а в 2008-м потерял. Дом отошел банку. Недавно мой лучший друг его купил. Так что у меня появилась возможность вновь там побывать.
— Что вам еще хотелось бы сделать?
— У меня много планов. Я работаю над двумя сценариями, то есть как минимум еще два фильма будет. Одну документальную картину я почти закончил, отснял 50 часов. Это история о парализованном художнике, который рисует при помощи другого художника, подсказывающего, как это надо делать. Как только я вернусь в Рейкьявик, закончу картину. Второй фильм — игровой. Также как продюсер я работаю над игровым фильмом. Режиссер наполовину русский. Его мама из Якутии, отец из Исландии, выпускник ВГИКа. Он, к сожалению, умер в 40 лет. Это будет очень красивый фильм, герой которого пообещал жене свозить ее на Фарерские острова, но не успел выполнить обещание. Он умер. Его кремировали, и жена пила чай с его прахом, а потом уехала на острова. Еще один фильм, съемки которого мы закончили перед моим отъездом в Москву, рассказывает о человеке с тем же заболеванием, что и в «Ангелах Вселенной». Остался постпродакшн.
— В Москве помимо фестиваля у вас есть какие-то планы?
— У меня обычная программа. Приезжая в Москву, я всегда бываю на Красной площади.