Концептуальная вышивка стала трендом: назван топ художников-мужчин

Искусство на кончике иголки

Кто сказал, что макраме только для бабушек? Последние годы работа с тканями и вышивка все чаще становятся трендом на выставках актуального искусства, которое выходит далеко за рамки вышивания крестиком цветочков и милых зверушек. Причем занимаются этим искусством не только дамы, но все чаще представители сильного пола. «МК» составил топ художников-мужчин, которые разговаривают со зрителем на острые волнующие темы с помощью ткани, нитки и иголки.

Искусство на кончике иголки
«Шестнадцатый» магазин. 1920—1930-е гг. Саша Браулов.

Тимур Новиков: легенда на стяге

Еще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили за авторами ДПИ, чем за другими направлениями, поэтому у них было больше воли и свободы действия. Но после развала СССР, когда авангард вышел из подполья, текстильный концептуализм расцвел бурным цветом. Первопроходцем тут был Тимур Новиков (1958–2002) — легенда питерского андеграунда, основатель и идеолог объединения «Новые художники» в 80-е и «Новой академии изящных искусств» в 90-е.

Фото: vladey.net

Новиков с лету схватывал дух времени и не боялся экспериментировать. Уже в 80-х он начал создавать минималистичные произведения на ткани, которые рифмовались с шедеврами русского авангарда начала XX века, что был открыт вновь после десятилетий забвения. Взять хотя бы его «Восход» 1989 года, выполненный на цельном куске синтетической ткани золотого цвета. В ней — лаконичность, простота, минимум художественных средств. В центре — раскаленный красный полукруг солнца, от которого расходятся лучи. Это «первоэлементы» — простейшие фигуры, как у Малевича. Не раз поклонники творчества художника вставали перед такими стягами на колени и молились им, словно божеству. Фотофиксации таких перформансов тоже вошли в анналы современного искусства.

Саша Браулов: архитектура и лозунги, вышитые ниткой

В тот самый момент, когда Новиков выступил со своим легендарным «ноль-объектом» (произведение в виде дыры в стене), народилось новое поколение художников, которые вышивают актуальные смыслы. Один из самых известных сегодня — Саша Браулов, родившийся в 1987 году в Ленинграде. Свою творческую карьеру он начал лет десять назад и почти сразу обратился к технике вышивания. Одним из самых известных и ранних проектов стала серия «Архитектура авангарда», которая продолжается по сей день и насчитывает уже больше трехсот работ. Саша вышивает исторические здания 1920–1930-х годов — все больше памятники конструктивизма, то есть дома, которые создавали авангардисты, воображавшие в начале прошлого столетия будущее.

Но не только архитектура была в фокусе внимания художника. Он вышивает и сцены с людьми, которые сидят в тесном кругу, играют на гитаре, катаются на велосипеде, играют в мячик, часто сопровождая их интересными надписями. Ручная вышивка сделана так, что вызывает ностальгию по советскому детству, а надписи часто носят мотивирующий и иронический характер: «Качусь к намеченным целям», «Выгребу и с одним веслом», «Перепрыгну через всех козлов»… Причем свои творения он развешивает на улицах родного Петербурга и других городов, прямо как стрит-арт-художник.

Виталий Тюрлик: гротескная строчка

Виталий Десятник, выступающий под псевдонимом Тюрлик, — еще одна восходящая звезда актуальной вышивки. Он родился в Москве в 1988 году, но, в отличие от коллеги из Питера, совсем недавно проявил себя на арт-сцене. В прошлом году стал президентом Открытых студий «Винзавода», где сделал интересную серию, которую заметили в столице. На той выставке был автопортрет, связанный из красных нитей, среди которых зияли прорывы. Теперь художник купил новую швейную машинку и сшил на ней пару десятков новых работ, которые недавно представил на выставке «Сонный паралич» в галерее Ruarts. Перед зрителем — текстиль, близкий к киношному хоррору, полный абсурда и сюрреалистических парадоксов. Кажется, в этих сценах смешиваются Кафка и Хармс, Брейгель и Босх — своего рода ночной кошмар, после которого любая реальность покажется сказкой.

Неслучайно выставка получила такое название: сонный паралич — медицинское понятие, описывающее момент, когда во время сна тело отключается на пару секунд или минут перед самым пробуждением. Это состояние не опасно для здоровья, но увиденный в эти мгновения кошмар запоминается лучше всего. Виталий шьет строчками сцены, где гигантский петух нападает на людей, где летают мотыльки-мутанты и гуляют грибы размером с дом. Причем делает это экспрессивными стежками, соединяя контрастные отрезки ткани. Кстати, Тюрлик не случайный псевдоним, а очень даже говорящий. Именно так именовал мастер «сурового стиля» Гелий Коржев своих героев, которых писал в лихие 90-е, — забавных и пугающих мутантов. Они тоже словно из сюрреалистического кошмара.

Кирилл Манчунский: романтика в стиральной машинке

Еще один молодой художник, который работает в технике вышивки, — Кирилл Манчунский, 1992 года рождения, из Казахстана. Выпускник Института проблем современного искусства вышивает как с помощью швейной машинки, так и руками трогательные и забавные сцены из повседневной жизни. Он использует нарочито детскую манеру, а его герои — крошечные человечки и говорящие животные. Так, на выставке «Соткано», которая до мая идет в Фонде Екатерины и служит обобщением текстильной техники в современном искусстве, можно найти его работу, изображающую стиральную машинку, в которой полощется девушка. Батик с бытовым предметом со свойственной автору наивной иронией рассказывает о повседневности и в то же время «переваривает» тему суеты сует. Каждый из нас крутится по жизни, словно в барабане стиралки. В отличие от коллег, Кирилл более всеядный в плане техники. Он разбавляет свои вышивки иной раз живописью, иногда они походят на лоскутное одеяло, а бывает — прошиты стежком.

Владимир Григ: веселые картинки бисером

Владимир Григ начал свою карьеру в 80-е, но «легкая одержимость» искусством этого художника охватила арт-рынок в последние несколько лет. Стипендиат Берлинской академии искусств, автор проектов, номинированных на премию Кандинского и премию Курехина, успел показать себя в России, Германии, Австрии и Италии. Но относительно недавно он включил в свою творческую практику стеклярус. Его фантастические работы на грани сюрреализма расшиты яркими блестяшками. Например, в классический сюжет Возрождения с прекрасными обнаженными музами вдруг влетают пакмены, готовые съесть красавиц. На недавней арт-ярмарке |catalog| он показал серию «Веселые картинки». То есть представил, каким сегодня мог бы быть известный юмористический детский журнал советских лет. Например, грустный Пиноккио вышит блестящим голубым стеклярусом и смотрит на нас пустыми круглыми бисеринками, а из лысой головы растут кривые антенны. Другой персонаж имеет четыре руки и голову-глаз с разящим лучом из зрачка. И эта фантазия тоже вышитая.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29264 от 24 апреля 2024

Заголовок в газете: Искусство на кончике иголки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру