Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году. Ее оригинал находится в Третьяковской галерее. Второй вариант — авторский повтор 1877 года — хранится в Русском музее. Есть еще и третий — он в художественном музее имени Верещагина в Николаеве. Авторские повторы отличаются по колористике и в некоторых деталях, оригинал выделяется теплотой цветов. Именно он объехал множество городов и весей, участвуя в выставках передвижников. Это работа-притча, где фокус на героях, их психологических портретах. Слева — пожилой, опытный охотник, вероятно, из обедневших дворян, который со страстью рассказывает об охотничьих «подвигах», по центру — мужчина средних лет, в крестьянской одежде, ухмыляется рассказам бывалого товарища; справа — юноша, одетый с иголочки, с округленными глазами слушает рассказчика. Мрачный осенний пейзаж, на фоне которого происходит действо, всегда считывался искусствоведами как отдельный «персонаж», который вносит тревожные и в то же время комические нотки в сюжет. Однако, быть может, нынешняя реставрация позволит по-новому прочитать историю, написанную художником-передвижником.
В преддверии выставки специалисты ГТГ изучили состав лака, которым покрыта картина, и архивные материалы по истории ее реставрации. «Было выяснено, что кроме тонкого нижнего авторского лака на картине находятся еще несколько слоев с загрязнениями. Каждый загрязненный слой лака по отдельности совсем незначительно влияет на картину, но в сумме все они приводят к сильному колористическому и тональному искажению художественного произведения. Для утоньшения лака специалисты использовали состав в виде геля, который наносили на специальные салфетки», — сообщает музей.
В результате картине вернули первоначальные краски, и оказалось, что серое небо на самом деле белесое, дело происходит утром, а не вечером. А еще стали заметны очертания снежинок, синева пейзажа, вероятно, охота происходит в ноябре, вот-вот придет зима. Проявились детали одежды, которые дополняют психологический портрет каждого из героев. Стало видно ружье за спиной рассказчика и глаз собаки, озорно выглядывающей из-за куста. Словом, привычный сюжет засиял новыми красками.
Картину представят на выставке с еще 100 экспонатами из коллекции Третьяковки. Все работы — вокруг вкусной темы застолий в том или ином виде, что в русской культуре — больше, чем о еде, это скорее о задушевных беседах.
Напомним, что Фабрика-кухня в Самаре — здание, построенное в стиле конструктивизма в 1930 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Сама по себе задумка цеховой столовой, где все поставлено на поток, должна была освободить женщину от «кухонного рабства». Вернуть к жизни заброшенное в 2000-х здание хотели еще в 2016 году, но дело не пошло. В 2019-м здание решили превратить в филиал Третьяковки и собирались закончить работы к 2022 году. Но реконструкция затянулась. В прошлом и в этом году открытие откладывалось несколько раз. Но сейчас, заявляет музей, уже начинают готовить экспозицию.