Как и какому святому молиться о защите от терроризма: ответ священника

Отец Димитрий Трибушный из ДНР объяснил, почему вера спасает, но икона не может заменить ПВО

Христианство на протяжении столетий сохраняет незыблемыми основы вероучения, но быть неизменной верой и верой, отстающей от жизни, не умеющей быть современной, — это не одно и то же. Например, в 1999 году при папе Иоанне Павле II Исидора Севильского провозгласили святым покровителем интернета, а небесным заступником российских айтишников неофициально назначили Феофана Затворника. Есть «свой святой» и у автолюбителей — но все понимают, что во времена Николая Чудотворца, иконку которого чаще всего размещают в машине, существовали только колесницы и повозки, а простой народ передвигался чаще всего пешком, максимум — верхом на вьючном животном типа осла. А поскольку в XXI веке настоящим бедствием для сотен тысяч людей стал международный терроризм, в Сети достаточно популярны запросы, кому молиться о защите от террористов или при захвате заложников. А действительно, кому? Спрашиваем у писателя и священника из ДНР Димитрия Трибушного.

Отец Димитрий Трибушный из ДНР объяснил, почему вера спасает, но икона не может заменить ПВО

— В православной традиции нет специального святого, который бы считался защитником от террористов. Прежде всего в критической ситуации важно обращаться непосредственно к самому Господу, который всегда настроен на связь с нами. А дальше мы слушаем свое сердце. У нас есть в молитвах неусыпающая Богородица.

— Николай Чудотворец во время своей земной жизни однажды спас пленников. Невинно осужденные на казнь и заложники у боевиков не одно и то же, но, может быть, обращаться к нему?

— Если сердце расположено к святителю Николаю, можно молиться и ему.

— В голливудских фильмах эпично показывают молящихся на тонущем «Титанике», и даже во время вторжения инопланетян в «Дне независимости», но одно дело кино, а другое, когда ты сам оказался на грани жизни и смерти. Что говорить Богу тогда, особенно если молитв не знаешь?

— Прежде всего, думаю, нужно молиться своими словами, наша тревога найдет эти слова. Можно просто повторять краткую молитву «Господи, помилуй» или молитву Иисусу «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если удалось сосредоточиться, читайте полный текст «Да воскреснет Бог» или «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла».

— В Донецке существует околоцерковная легенда: был некий дом, жители которого поставили в каждом окне икону, и здание ни разу не попало под обстрел украинской армии, хотя вокруг все было разрушено.

— Я не исследовал этот вопрос, но не исключаю, что попадало. По крайней мере, в дом моих постоянных прихожан снаряды прилетали и рядом падали тоже. Икона не претендует на роль духовного варианта ПВО. Промысл Божий непостижим, и мы не знаем, почему совершается трагедия, почему кто-то страдает тогда, когда других горе обошло стороной. Но всякий раз, когда наш народ восходит на крест, мы вспоминаем двух разбойников, распятых вместе с Христом. Одного страдание еще больше отделило от Бога, а другой благодаря страданию и состраданию обрел рай.

— Была ли трагедия в «Крокус Сити Холле» таким восхождением?

— Несомненно.

— Частью мировоззрения протестантов США и Европы является «теология преуспевания», она сводится к тому, что если ты молишься и отдаешь часть прибыли пастору, то Бог тебя вознаградит материально и в целом в обиду не даст. Почему для русского человека такое мышление неприемлемо?

— Теология преуспевания не принимается православием, и не только потому, что в Библии есть книга Иова: история о том, как праведник, верный Богу, дошел до последней глубины страдания. Весь опыт, вся практика Церкви показывают, что люди, наиболее глубоко любящие Бога и любимые Им, идут путем креста. Через непрестанные страдания их душа очищается и еще глубже познает Бога.

— Но если «мы русские/верующие/православные и с нами Бог», как гласит известная идеологема, почему случаются такие ужасные несчастья? Я находил даже такое «экзотическое» объяснение, что бойня 22 марта — это «наказание», мол, нельзя было веселиться в пятницу первой недели Великого поста.

— Я уже говорил, что Промысл Божий непостижим, и без специального откровения мы не можем говорить о терактах как о наказаниях за нарушение чего бы то ни было.

Сознание православного человека устроено так, что он радуется с радующимися и скорбит со скорбящими. То, что мы постимся, а кто-то нет, не вызывает у нас зубовного скрежета и желания, чтобы непостящиеся были наказаны. Напротив, мы считаем, что именно мы более достойны наказания, чем те, кто еще не познал Бога, поскольку сами не дотягиваем до высокого имени «христианин».

— Полагать, что Бог будет нас «донатить» за свечки в храме и пожертвования, — заблуждение, но как правильно выстраивать свои отношения с ним?

— Подлинные отношения с Богом строятся на доверии. Любовь невозможна без доверия. Если Господь посчитает нужным, все у тебя будет хорошо. Если посчитает, что тебя подобное состояние только расслабляет, может попустить скорби. Но высочайшее достижение веры как раз и заключается в том, чтобы принимать, как из рук Божиих, и доброе, и плохое. И наши любимые праведники показали нам живые примеры подобного отношения к Богу. Выдающийся православный богослов отец Думитру Станилоэ потерял двух детей, за веру сидел в тюрьме, но запомнился как человек света, веры и настоящего оптимизма. И это не единственный пример. Я всегда вспоминаю, как наш классный руководитель в семинарии как-то нас спросил: «Как ваши дела?» Мы хором ответили: «Хорошо». Тогда он сказал то, что понятно человеку верующему и не совсем понятно тем, кто только узнает веру: «Это плохо, вас забыл Бог».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру