В программе «Анимационный кампус» представили десять киношкол — ВГИК, СПбГИКиТ, Школу-студию «ШАР», УрГАХУ из Екатеринбурга… И это неполный список образовательных институций, где сегодня можно обучаться искусству мультипликации. Их как минимум 19. Такое ощущение, что учебные аудитории опустели и студенты дружно рванули проходить свои университеты в Суздаль, выслушать жесткую правду от мастеров, вплоть до оценки «Вы все врете».
Лучшим студенческим фильмом стала «Дичь» Сауле Матвиенко (Школа-студия «ШАР») — еще одна графичная работа о зайце, чудом сбежавшем от разгулявшихся мужичков. «Ручей, бегущий в гору» Александра Храмцова (опять «ШАР») стал лучшим короткометражным фильмом. Спецпризами отмечены молодые, но уже опытные режиссеры Юрий Томилов из Екатеринбурга с «Моим Пушкиным» и Никита Мещеряков с «Ведрите» о нынешних реалиях, напоминающих компьютерную игру. Первое место в профессиональном рейтинге (голосовали все гости и участники) означает, что быть Никите Мещерякову через год президентом «Суздальфеста».
«Цвет: серый» — отличительный знак нынешнего фестиваля и отдельных киношкол, в частности ВГИКа. Таково восприятие жизни у молодых, которых Юрий Норштейн призывал внимательнее посмотреть на мир, увидеть его в цвете, с цветущими деревьями, живыми людьми, кошками и собаками.
Мастеров в этом году почти не было, как и активного среднего поколения. Наступила студенческая весна, что заметно по итогам. Среди победителей были и те, кого накануне небезосновательной жесткой критике подвергли выдающиеся режиссеры — дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит («Уборная история — любовная история», «Мы не можем жить без космоса») и Игорь Ковалев, имеющий двадцатилетний стаж работы на американских анимационных студиях, в частности на проекте «Симпсоны». Их парный конферанс был великолепен, а уроки бесценны.
«Я чувствую, что не в тренде. Мое время ушло. Для вашего фильма учиться не нужно. Тут чем хуже, тем лучше. Продолжайте этот сериал. Он принесет вам успех», «Если у автора нет трепета, то откуда он у зрителей возьмется? Не хватает человеченки. Нужна человеческая личность», — говорил Константин Бронзит.
У одной студентки он поинтересовался: «Слышал, что вы очень популярны?». Подтверждение было молниеносным. В зале раздались крики: «Девчонки, молодцы» (мальчиков в киношколах мало). У молодых свои авторитеты. Что им брюзжанье «стариков». Бронзит вспомнил диалог режиссера Александра Татарского и сценариста Владимира Голованова «Цветение авторства и увядание профессионализма» конца 90-х, который не утратил актуальности. Самовыражение любой ценой продолжает процветать. «Больше половины работ, которые мы посмотрели, могут быть сделаны кем угодно. Для того чтобы сделать такое кино, не нужно учиться режиссуре», — подвел итог Бронзит.
Правда, Игорь Ковалев согласен не во всем с коллегой: «Думаю, что нам у них надо учиться. Они мыслят по-другому, и мне это нравится. Не то чтобы вкусы у них другие. Нет! Информация другая. Они смотрят другие фильмы — более коммерческие, жуткие аниме-сериалы, что-то из них достают». Этот разговор с молодыми — главное впечатление завершившегося фестиваля, к которому не каждый был готов.
Разве что режиссер фильма «Последний» Михаил Юшманов из ВГИКа попросил: «Судите безжалостно строго». А мастерам понадобилось несколько раз пересмотреть картину, чтобы понять, почему ничего не понятно. А уж после разъяснений автора по поводу героев, находящихся в состоянии постапокалипсиса, один из которых хочет стереть личность другого, вопросов прибавилось.
«Прятки» Полины Килиной из ВГИКа получили спецупоминание жюри. А их публичный разбор начался с вопроса: «Кто не ел в детстве сопли? Поднимите руку». Из носа мальчика сползает сопля — самая яркая в фильме, ребенок ее проглатывает. Такое точно не забыть. Полина, представляя работу, говорила о том, что мальчик так хорошо спрятался, что сам забыл, где спрятался. Уже интересно. Но ничего подобного в фильме нет. Ожидания не оправдываются во многих работах. Намерения спотыкаются о порог еще скромных возможностей начинающих авторов. Но это был разговор сильных.