То, что произошло вечером 22 марта в «Крокусе», совпало (случайно ли?) по времени со спектаклем «Убивец» по «Преступлению и наказанию» на сцене Театра «У Никитских ворот», и эта символичная мистика параллельного текста Достоевского с тем, что весь мир видел на экранах, просто потрясает… Ну, представьте: монолог Раскольникова о праве на террор и ОДНОВРЕМЕННО (!) - кадры с бегущими по фойе мерзавцами, стреляющими из автоматов по безоружным людям.
Кроме того, мы узнали, что двое наших сотрудников звукоцеха в качестве зрителей были ТАМ и успели выбежать на улицу, перепрыгивая через десяток трупов на входе. Они тотчас приехали в театр, и мы несказанно порадовались, что они остались живы!
Все это мне напомнило «Норд-ост», когда у нас так же, в параллель с терактом, шла «История лошади» по Толстому, где со сцены звучали стихи:
Мироздание, чье же ты слово,
Если нет у творца твоего
Ничего беззащитней живого,
Беспощадней живых - никого!
Там тоже погибло сто сорок человек, среди них сын нашей актрисы Виктории Заславской, а могла и моя четырнадцатилетняя дочь… так что, поверьте, я не понаслышке знаю, что такое террор.
А знаю я вот что.
Мы живем в эпоху дегуманизма, когда зло распоясалось настолько, что ценность человеческой жизни для кого-то (и мы знаем, для кого!) сделалась равной нулю, заповедь «Не убий!» не соблюдается прежде всего религиозными фанатиками, когда, по тому же Федору Михайловичу, принцип «все дозволено» торжествует и «трихины» безумия и ненавистничества заразили земной шар… Террор сеет растерянность и панику по всему миру. Политики занимаются политиканством, и на наших глазах «Организация разъединенных наций» не в силах спасти человечество, ибо здесь сначала оправдывают погромы, а потом - ядерную войну. Очередной психоз ведет к очередным кровопролитиям.
Чем это кончится, никому не известно. Однако известно одно: террор абсолютно неприемлем, ибо жизнь человеческая единственна и бесценна. И только Культура это понимает и отстаивает.