Название «Русский регтайм» у многих вызовет ассоциацию с дипломным фильмом Сергея Урсуляка 1993 года, вызвавшим в свое время немалый резонанс. И хотя в спектакле Егора Дружинина никак не представлена тема «советского застоя», диссидентства, снятия красных флагов, доносов и раскаянья, сам оксюморон «русский регтайм» трактован аналогично – как некий культурный код, в котором чисто американская музыка слита с русскими образами. Наши соотечественники рубежа 20-30-х могли бы быть именно такими – танцующими джаз и одевавшимися в одежду стиля ар-деко. Однако мейнстрим в реальности оказался иным. Другие песни, другие тренды в области фэшн-индустрии – все больше красные косынки и спортивные шаровары. Егор Дружинин и его команда предлагают зрителям зарисовку альтернативной истории. И она совершенно очаровательна.
На сцене 12 персонажей, каждый из которых – ярко индивидуальный образ, неповторимый во всем: от лица и фигуры до движения и костюма. Студент (Брайэн Опоку) – дерзкий парень в кепке с феноменальной пластикой, какая может быть только у тех, в чьих жилах течет афроамериканская кровь. Журналист (Герман Ромазанов) – деловой костюм, широкополая шляпа, блокнот – и невероятная раскоординация движений, граничащая с цирком. Здесь есть смехотворный усатый и очень важный Господин (Арсен Агамалян), вечно ссорящиеся барышни-близнецы (их играют реальные двойняшки Анастасия и Виктория Михайлец) в сопровождении строгой Гувернантки (Вероника Ицкович).
Появление Незнакомки в белом – такой академичной и супер-балетной – становится первым сюрпризом и вносит в современную хореографию классическую струю. Анна Тихомирова в этой партии – образец изящества и воздушной легкости. Понятно дело, что она воспринимается как прима. Но – до поры до времени: ее вскоре потеснит Вдова в исполнении ярко-характерной и вместе с тем благородно-таинственной Кристины Кретовой. Ее трагический танец с телом мертвого мужа – да-да, именно такой номер придумали для балерины постановщики – это реально до слез.
Есть в спектакле и целых два «премьера» - Юноша (романтичный образ создает Евгений Жуков) и Игрок (Герман Борсай). Игрок – очень эффектный персонаж: высокий, стройный, как стебель. Ясное дело, что на нем белый костюм, расшитый цветным орнаментом с яркой бутоньеркой в петлице, белое канотье… Как будто сам Кречинский влетел в эту компанию после удачной игры. Ловкость рук – и море обаяния.
Сдержанный Портье (Александр Смолянинов), эксцентричная Горничная (Александра Горошко), которая составляет отличную пару Студенту в их техничных танцевальных дуэтах, завершают этот балетный звукоряд, в котором представлены все 12 тонов, 12 месяцев, 12 часов, 12 разбойников и все остальное, где сакральное число 12 имеет значение.
Нарративного сюжета здесь нет, как нет, естественно, текста. Однако каким-то удивительным образом выстраивается история, читаются отношения между персонажами, вызывающими безусловную эмпатию. Хореография Дружинина и Бараньяи (венгерский хореограф, кстати, является педагогом по современному танцу в театре Бориса Эйфмана), в которой синтезированы разнообразные техники танца от классики до контемпорари, особенно эффектно реализуется в ансамблевых сценах: дуэт Игрока и Юноши, в котором они, как два соперника, демонстрируют свои сильные стороны, терцет Журналиста, Студента и Игрока – каждый по-своему пытается привлечь внимание зрительницы, «пьяный» терцет Журналиста , Игрока и Важного господина. Все эти па де де и па де труа – примеры танцевальной полифонии, где партия каждого героя сохраняет свой рисунок и характер.
Художник Нана Абдрашитова поместила персонажей в свободное пространство, окруженное уличными фонарями. А Иван Виноградов прописал изощренную световую партитуру, которая четко соотнесена с движением танцоров и музыкальными композициями, авторами которых являются осыпанные музыкальными премиями американские композиторы от Бенни Гудмена до Марвина Хэмлиша и Уинтона Марсалиса.