Брижит Макрон и принцесса Максима посетили выставку Ирис Ван Херпен: платья-скелеты, раковины, магма

Коллекция нидерландского художника напомнила об образах нейросети

Ретроспективная выставка, посвященная 15-летию дома моды нидерландского дизайнера Ирис (Айрис) Ван Херпен (ей нет и сорока), проходит в эти дни в парижском Музее декоративного искусства. На ее открытии присутствовали первая леди Франции Брижит Макрон и королева Нидерландов Максима в платье, специально отшитом для нее в фирменном стиле Ван Херпен. У посетителей может возникнуть вопрос: не плод ли искусственного интеллекта все это футуристическое великолепие,  холодная и  лишенная дыхания жизни красота?

Коллекция нидерландского художника напомнила об образах нейросети
Коллекция «Shift Souls», 2019

тестовый баннер под заглавное изображение

На выставке «Ирис Ван Херпен. Скульптурируя чувства» представили  порядка  100 инновационных работ с 3D-печатью, множество других технологических диковин. Тело вписано в пространство, взаимодействует или противостоит одежде. В этом и фокус, за которым предстоит понаблюдать. 

Коллекция «Crystallization», 2010
   

Каждое платье не существует само по себе. Оно встроено в окружающую среду, самую невероятную. Тут и подобие черной лавы, напоминающей антрацитовые волны, и иллюзия открытого космоса, где парят в невесомости манекены и ткани.  Причудливые и словно застывшие в небытие работы Ван Херпен вступают в диалог с произведениями других современных художников, инсталляциями, фотографиями, гравюрами, отобранными для нескольких  миров. Их восемь или девять. Зависит от того, как считать и что в них видеть, как определять границы.  

Коллекция «Shift Souls», 2019

Посетители проходят вдоль «речек», отделяющих их от безжизненных фигур в великолепном убранстве, мимо скульптур, древних артефактов из Марокко и других стран из коллекции Музея декоративного искусства, кристаллов,  кокона из воска и натуральных пчелиных сот, сквозь лабиринты, галерею образов бразильского архитектора и японских дизайнеров. Мир многогранен, и мы в нем живем.  

Коллекция «Aeriform», 2017

Фантастический театр манекенов словно застыл, погрузившись в мертвый сон. Конструкции такие сложные, что невозможно представить, как это вообще можно носить? Однако в костюмах Ван Херпен появлялись Бьорк, Леди Гага, Селин Дион, Тильда Суинтон, Натали Портман, и это можно увидеть на постерах, украшающих лестничный пролет. 

В какой-то момент своего путешествия посетители оказываются в амстердамском ателье Ирис Ван Херпен и могут рассмотреть материалы и аксессуары, с которыми она работает. Они размещены на вертикальных стендах под прозрачной канвой,  накрывающей их подобно облаку. Можно на несколько минут присесть и  увидеть трансляцию показов, подиум и закулисье, подготовку к шоу, а также работу искусных мастеров, из которых состоит молодая и интернациональная команда. Они  что-то немыслимое вырезают, отделяют, соединяют, склеивают, и в результате на наших глазах рождается  причудливое творение, созданное для подиума, не для жизни. Так рождается коллекция «Sensory Seas», посвященная  нейробиологу и  лауреату Нобелевской премии, испанцу Сантьяго Рамону-и-Кахалю. Это не ателье в привычном смысле, где швеи сидят за машинками, скорее компьютерная лаборатория, какие мы видели в  футуристических фильмах.   

Коллекция «Roots of Rebirth», 2021

Причудливые творения создавались не только под влиянием современных художников, но и естественных наук, достижений ученых и архитекторов. Платья словно сотканы из кораллов, окаменелостей, насчитывающих сотни тысяч лет. На самом деле, это переработанный пластик, полимеры. Иногда кажется, что мы на дне морском, в далеких галактиках, внутри фантастического фильма. 

Мода и наука - физика, археология, биология. Мода и искусство – хореография, которой Ван Херпен с детства занималась, фотография, живопись… Платья сложны, их было непросто сконструировать. Тут скорее надо быть инженером, нежели художником.  

Коллекция «Sensory Seas», 2020

Ирис Ван Херпен выросла в голландской деревне, и потому должна быть близка к природе, но как раз естественности и торжества жизни в ее работах нет. Они как натюрморты. Она училась у Александра Маккуина и нидерландской художницы Клауди Йонгстры, великолепно работающей с текстилем. Ей интересна тема происхождение жизни на Земле, травмы, которые  человек всякий раз наносит планете. Ван Херпен мыслит планетарно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру