В Музее толерантности рассказали о «Культур-Лиге»

Еврейский авангард среди тьмы

В фокусе выставки «Еврейский авангард» в Еврейском музее и Центре толерантности, куда вошли работы Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга, Эль Лисицкого, Роберта Фалька и др., — малоизученная тема. Она посвящена явлению, когда еврейские художники, выйдя из местечек в большой мир после отмены черты оседлости, сначала занялись исследованием собственных корней и на их основе создали новое еврейское искусство, а позже этот национальный художественный язык влился (отчасти растворившись, при этом сохранив свой культурный код) в общее, универсальное течение авангарда. Недолгая история еврейского объединения «Культур-Лиги», созданной в Киеве в 1918 году и закончившей свое существование в 1924-м, разместилась между двух черных бездн. Символизм исследования считывал «МК».

Еврейский авангард среди тьмы

тестовый баннер под заглавное изображение

Несмотря на то что кураторы предпочли особо не комментировать архитектурное решение экспозиции, созданное Евгением Ассом и Надеждой Корбут, оно достаточно красноречиво и, пожалуй, является стержнем концепции. В ее центре — условная реконструкция дома в Москве, где в 1922 году проходила выставка Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Выставка называлась «Культур-Лига» — так же, как объединение, основанное еврейскими художниками, писателями, режиссерами в Киеве в 1918 году. Внутри «реконструкции» — яркие стены, на которых представлены работы, имеющие большую музейную ценность и сыгравшие свою роль в истории искусства (правда, работы Марка Шагала представлены проекциями: оригиналы — из постоянной экспозиции Третьяковки — получить не удалось). По бокам от нее — два белых зала, в центре которых два черных, как бездна, ритуальных бассейна. Точнее, в этих геометрических подиумах, покрытых блестящей краской, словно нефтью, есть намек на микву, куда, согласно иудейской традиции, следует окунаться, чтобы очиститься от «нечистоты» (ниды). Но метафора, конечно, шире религиозного ритуала и напоминает супрематическое произведение. В то же время здесь есть связь с историческим контекстом.

Дело в том, что до революции евреи могли жить только в черте оседлости, а покинуть местечко (штетл) можно было только получив специальное разрешение. Марк Шагал, например, такое получал, и на выставке есть уникальные эскизы к вывеске торговой лавки в духе Пиросмани — округлые, почти лубочные фигуры, изобилие фруктов, стол, на которым парят плюшки и хлеб. Он показывал свою работу комиссии, состоявшей из маляров, и в итоге смог покинуть местечко в 40 км от Витебска — поехал учиться в Петербург. Здесь же рассказывается о еще одном уроженце Витебской губернии — Семене Ан-ском, который в 1910-х организовывал этнографические экспедиции в еврейские местечки и собрал много материала и экспонатов, которые легли в основу Еврейского музея. Он был открыт в Петрограде в 1916 году. Предметы, которые можно найти в этом зале, вполне могли находиться и в том музее. Например, центральный объект — навершие Арон Кодеш, украшенное орлом в короне, традиционно занимает важное место в синагоге и должно обязательно висеть на восточной стене, обращенной в сторону Иерусалима. Смысловой контекст представленных материалов отражает цитата из статьи Абрама Эфроса: «…наконец случилась эта — издавна предопределенная — наша встреча с народным (еврейским) искусством. Внутри нас прорастает и заполняет душевный наш небосвод огромное предчувствие приближающегося Возрождения. Мы уже хмельны будущим».

В этой пьянящей надежде творилась история «Культур-Лиги», которая из киевского кружка быстро разлилась по разным городам и весям. В 1920-м Государственный еврейский театр переехал из Петрограда в Москву и получил здесь здание в Большом Чернышевском переулке (ныне — Вознесенский переулок). Театр патронировало московское отделение «Культур-Лиги», организованное в 1919 году. Абрам Эфрос, входивший в совет театра, рекомендовал режиссеру Алексею Грановскому пригласить на работу Марка Шагала, что тот и сделал. В течение года художник работал над оформлением первого спектакля Еврейского театра в Москве — «Вечер Шолом-Алейхема» — и над панно «Введение в еврейский театр». Проекции этих работ занимают центральную часть выставки в условном еврейском «доме». Композиции построены на геометрии в духе своего авангардного времени, при этом в них «зашито» космическое строение мироздания, мыслимое иудеями. В двух соседних залах — лучшие работы Натана Альтмана и Давида Штеренберга, где все та же авангардная геометрия сходится с еврейским контекстом. Они представлены на ярком желтом и оранжевом фоне, что символизирует тот самый подъем, о котором говорил Эфрос.

Но выйдя из «дома», мы вновь оказываемся среди белых стен и упираемся взглядом в тьму условной миквы. Только в финальном зале над супрематической бездной возвышается деревянный черный бюст. Здесь много редких и известных работ, связанных с Еврейским театром, созданных участниками «Культур-Лиги». Есть, например, знаменитые фигурины Эль Лисицкого и малоизвестные работы Александра Тышлера — эскизы костюмов к спектаклю «Шабтай Цви» (псевдомессия XVII века) по пьесе Ш.Аша и Е.Жулавского для Еврейского театра (1922). Художнику тогда было всего 24. Но как же мощно смотрятся карандашные рисунки, сделанные будто на одном дыхании, в неосознанной ярости. В этой экспрессивной штриховке читается предсказание надвигающейся тьмы. Совсем скоро евреи опять будут подвергаться гонениям, и всем художникам «Культур-Лиги» придется влиться в общие ряды. Еврейское искусство ассимилируется, сохранив какие-то культурные коды, понятные только своим. Некоторым из представителей «Культур-Лиги» придется эмигрировать, другие займутся соцреализмом и будут скрывать свои авангардные опыты, чтобы избежать обвинений в формализме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29231 от 7 марта 2024

Заголовок в газете: Еврейский авангард среди тьмы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру