Эковандализм — как частенько называют музейные выступления «зеленых перформеров» — за последние пару лет стал привычным явлением. И несмотря на то что все акции были провокационными, а их жертвами становились самые известные шедевры мира — от «Джоконды» Леонардо до «Весны» Боттичелли, — ни одно произведение искусства по-настоящему не пострадало. Все объекты, облитые супами и приправленные листовками с призывами защитить планету, были под защитным стеклом, поэтому следы экоактивизма в музеях довольно быстро смывали уборщики. И можно подумать, что вот она — справедливость: музеи теперь не просто хранилища произведений искусства, а площадки для публичного высказывания на волнующие темы. Чем не актуальный перформанс? Тем более что экология — это больная точка европейской и американской повестки не первый год и даже не первое десятилетие. Однако все несколько сложней, чем может показаться на первый взгляд.
Рассказывая о проделках экоактивистов в музеях, почти не говорят о причинах появления этого движения, в котором задействовано много объединений под разными названиями — от довольно известного «Остановите масло» до «Это подстроено» (группа под таким названием взяла на себя ответственность за акцию в Глазго). Дело в том, что 11 декабря 2019 года Евросоюз принял «Зеленый пакт», который предполагает сведение к нулю выбросов парниковых газов, отказ от использования ископаемых источников энергии и переход к возобновляемым. К этому решению шли долго. В 1992-м был опубликован манифест «Предупреждение человечеству», подписанный 1700 учеными, среди которых были и нобелевские лауреаты, призывавшие срочно принять меры по снижению антропогенного воздействия на климат. Тогда же ООН приняла рамочную конвенцию об изменении климата, предусматривающую снижение выбросов в атмосферу. В 1997-м принят Киотский протокол о стабилизации выбросов промышленных парниковых газов, который вступил в силу в 2005-м. Список разных актов и документов накопился внушительный. Важно то, что пять лет назад он вылился в реальную программу, куда разные компании и правительства ЕС запланировали вложить — ни много ни мало — более одного триллиона евро.
На уровне разных государств Европы по следам «Зеленого пакта» приняты точечные решения о том, как на практике перестраивать производства, промышленность, транспортную систему, фермерские хозяйства. Однако на деле оказалось, что предприниматели просто не в состоянии «перепаковать» свой бизнес так, чтобы соответствовать новым, довольно жестким, нормам. В результате фермеры во Франции начали бастовать и забрасывать административные здания навозом и сеном. В Британии начатый было проект по строительству железнодорожных развязок с нулевым выбросом углерода и поездов нового поколения стали потихоньку сворачивать. А 4 марта премьер-министр Польши Дональд Туск высказался о том, что жесткие условия «Зеленого курса» пора бы пересмотреть. «В этой стратегии содержатся положения, которые не соотносятся с реальной ситуацией в ЕС. В ближайшее время выступлю с инициативой пересмотра таких установок, чтобы защитить сельское хозяйство, производство продуктов питания в Польше и в Европе. Охрана природы не должна быть в конфликте с элементарными интересами производства продуктов и сельского хозяйства. Не должно быть войны между экологами и фермерами».
Собственно, вся «соль» в том, что фермеры Европы согласно «зеленой реформе» должны соблюдать условия по выбросам, а в это время из Украины и других стран приходят зерно и прочие продукты, которые произведены без соблюдения этих норм и стоят многим дешевле. Цены на товары, произведенные в Европе, растут, их количество сокращается, а дешевые товары из-за границы еще больше роняют экономику. Тем не менее в перестройку на экопроизводство уже вложено немало миллионов, и те компании, которые «вписались» в «зеленую» тему, не хотят, чтобы их усилия оказались напрасны. Вероятно, они и финансируют экоактивистов, которые «снизу», точечно, при этом регулярно и громко, продолжают лоббировать «зеленую повестку» и постоянно выносить ее в топ новостной ленты.
А теперь вернемся к парадоксу последней акции с бюстом королевы Виктории. Сидя рядом с залитым вареньем монументом, созданным скульптором Фрэнсисом Джоном Уильямсоном в 1888 году, девушки-активистки кричали: «Мы отказываемся от возвращения в викторианскую эпоху. Еда — это право человека, и мы взываем к прогнившим системам, которые приносят страдания. Болезни и голод растут». Как бы подразумевая, что изменение климата влияет на рост цен. Хотя на самом деле подорожание продуктов — как раз результат действия «Зеленого пакта», в котором уже варятся большие деньги и бизнес-интересы. Само по себе послание активисток прозвучало довольно странно: вместо уже привычных призывов к спасению планеты и отказа от ископаемых источников они требуют дешевой еды, не упоминая, каким способом, экологическим или не очень, она будет производиться. Кажется, девушки запутались: хотят ли они вернуть планету в доиндустриальную эпоху, когда все производилось с меньшим вредом для экологии, или продуктов подешевле?