Министерство юстиции РФ в пятницу, 1 марта, признало Людмилу Улицкую иноагентом за критику СВО, финансирование украинской армии (о передаче ВСУ части гонораров писательница призналась пранкерам) и за участие «в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ».
«Людмила Улицкая объявлена иноагентом. Тут только одна эмоция: как, разве до этого им не была?», - написал на своей странице в Телеграм известный литературный критик Михаил Гундарин.
«Пора уже вводить звание "дважды иноагент", а там, глядишь, и "кавалерами" станут», - пошутил по этому поводу поэт из Ставрополя Андрей Недавний.
Недоумение отчасти понятное. Глава Комитета по культуре Государственной Думы Елена Ямпольская писала об «иноагенте Улицкой» еще 31 января, а 2 февраля «МК» с большой долей уверенности предполагал, что Улицкую после скандального интервью включат в соответствующие списки Министерства юстиции в рамках ближайшего «пятничного пополнения». Но на самом деле это случилось спустя почти месяц.
«Московскому комсомольцу» Гундарин пояснил, что механизм причисления деятелей культуры к иноагентам для широкой публики не прозрачен:
- Мы, в общем, знаем только «за что». Можно лишь гадать, «почему сейчас именно этого» и почему «до сих пор не». Вот и про Улицкую многие думали, что она иноагент «уже» или даже «уже давно».
Наш собеседник пояснил, что буквально несколько лет Улицкая была одним из столпов современной русской литературы:
- Ее книги, удачно сочетающие черты женских романов и психологической прозы, отлично «заходили» аудитории. Еще популярность можно объяснить тем, что в ее произведениях господствовала идеология либерализма (в отечественном понимании это примат общечеловеческого над национальным, индивидуального перед всеобщим, преклонение перед Западом и том подобное). Было время, когда данная идеология совпадала с официально одобряемой, ее даже «пропагандировали», несколько «одомашнивая».
«Думаю, интерес к таким текстам кончился сам собой – их время прошло. Другое дело, что, возможно, они когда-нибудь вернутся... А может, и нет», - резюмирует Гундарин.
*Лицо, признанное иностранным агентом, внесенное в реестр иноагентов Минюста РФ