«Золотой медведь» Берлинале вручен фильму о возврате культурных ценностей королевства Дагомея

Мати Диоп получила главную награду за документальный фильм с говорящими сокровищами

24 февраля завершился 74-й Берлинский кинофестиваль. Его главная награда «Золотой медведь» досталась документальной картине «Дагомея»» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп, рассказавшей  о возвращении французскими музеями Бенину некогда вывезенных  произведений искусства королевства Дагомея.  Победительница долго читала с экрана телефона заготовленную речь на злобу дня, высказала слова поддержки Палестине.   Большую часть своего долгого выступления она посвятила своей исторической родине Сенегалу, ратуя за его свободу и ликвидацию последствий колониализма.

Мати Диоп получила главную награду  за документальный фильм с говорящими сокровищами
Кадр из фильма "Дагомея" предоставлен пресс-службой фестиваля

В 2019 году Диоп получила Гран-при Каннского кинофестиваля за игровую картину «Атлантика» - скромную по части художественных открытий, но полную экзотики.  А в Берлине в 2023-м «Золотого медведя» вручили документальной  ленте «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера, посвященной парижской психиатрической клинике и людям с особенностями развития. Картина Диоп идет чуть более часа. Сокровища, прибыв на родину в коробках, начинают говорить.  Пока возвращено только 26 артефактов. Остальные, а их тысячи, ждут своего часа. 

 Гран-при получила южнокорейская картина  «Потребности путешественника» Хон Сан-су с Изабель Юппер в главной роли. Это третья их совместная работа после  «Камеры Клэр» и «В другой стране». Забавно, что режиссер задал на сцене вопрос жюри: за что собственно ему дали приз? Он стал на Берлинале звездой. За последние четыре года Хон Сан-су успел получить Гран-при за  «Фильм писательницы», «Серебряных медведей» за лучший сценарий - «Вступление» и за режиссуру - «Женщина, которая убежала».   

За режиссуру отмечен Нельсон Карлос де Лос Сантос Ариас из Доминиканской республики, представлявший картину «Пепе», где заговорил уже  покойный бегемот, и его глазами зрители смотрят на происходящее. Главный герой не выжил в частном  зоопарке колумбийского наркобарона и теперь повествует о своей несчастной судьбе.  

«Империя» французского мэтра Брюно Дюмона, где спародированы «Звездные войны» в антураже рыбацкой деревни в северной Франции, получила приз жюри. «Смерть» немецкого режиссера Маттиаса Гласнера с Ларсом Айдингером в главной роли отмечена за лучший сценарий, который написан Гласнером. 

Призы за лучшие актерские работы, а теперь нет деления на мужские и женские роли, тем не менее, получили представители разного пола. Ожидалось, что награда достанется Киллиану Мерфи за роль угольщика в фильме «Такие мелочи» Тима Милантса, поскольку он теперь в топе. И никто не спорит, что он первоклассный актер, о чем профессионалы знают давно. Однако, два «Серебряных медведя» получили  Эмили Уотсон за роль настоятельницы монастыря  в «Таких мелочах» и  американец Себастиан Стэн, сыгравший главную роль в картине  «Другой человек» Аарона Шимберга. Но Мэрфи  не остался в накладе. Он только что получил награду Актерской гильдии США за роль Оппенгеймера в одноименном фильме и уверенно идет к победе на «Оскаре».   

 «Мое любимое пирожное» Бехташу Санаихи и Мириам Могхаддам (Иран-Швеция-Германия- Франция)  о поздней встрече жительницы Тегерана с возлюбленным отмечено наградой ФИПРЕССИ. Режиссеры так и не приехали в Берлин. Их не выпустили из Ирана. Актеры вынесли на сцену их портрет.    

Жюри возглавляла голливудская актриса кенийского происхождения Лупита Нионго, известная по фильмам «12 лет рабства», «Черная пантера», «Звездные войны: Скайуокер. Восход». Она и выглядела на сцене как пантера - пластичная, красивая. Ее лицо, волосы, открытые плечи были обсыпаны блестками, и вся она переливалась. На фоне некоторых членов жюри, напоминавших лыжников, и лауреатов, как будто случайно зашедших с улицы, она выглядела богиней. Видимо, на Берлинале с дресс-кодом окончательно простились. А ведь не так давно даже участников фестиваля не допускали на звездную дорожку, если они отступили от протокола. Нечто подобное произошло с актерами Сергеем Пускепалисом и Григорием Добрыгиным, приехавшими демократично представлять фильм  «Как я провел этим летом»  Алексей Попогребского.  А теперь все просто и буднично.  Разве что режиссеры и члены жюри Альберт Серра и Кристиан Петцольд да артистическая дирекция фестиваля строго придерживались фестивальный правил, и это было красиво.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру