Пять утра. За окном черное, как квадрат Малевича, небо. До рассвета еще полчаса. Скоро начнутся мероприятия в рамках фестиваля искусств Юрия Башмета, по случаю которого автор этих строк оказался в Сочи. Но несмотря на это, мы с фотографом Сергеем Кармеевым решились на «черноквадратную» акцию.
С собой – штатив, камера и дымовая шашка. Пока не начали бегать спортсмены, коих немало в Сочи, и не вышли за уловом рыбаки, мы решили зокупировать пустынный кусочек пляжа и устроить перформанс в честь великого художника-реформатора. Акцию, где соавтор – сама природа, а именно с ней вел диалог легендарный супрематист. Каково оно – оказаться внутри черного квадрата, как нарисовать его собственным телом – в движении? Испытаем на себе.
Итак, в качестве холста – каменистый пляж. Форма одежды – черная. На удачу – значок с «Черный квадратом» на толстовке. Обозначив квадрат с помощью камней, «вскрываю» дымовую «кисть». От нее никаких искр – только образный белый дым. Обхожу квадрат по часовой стрелке, ведь время неумолимо – всегда летит вперед, чтобы не творил человек. Именно эту мысль обдумывал Малевича в своем программном труде «Мир как беспредметность», уже после того, как написал свой первый квадрат.
К открытию этой простейшей формы, которая, как выяснится позже, является мельчайшей частицей любого «окна в большой мир», то есть электронного экрана (пиксель – ведь тот же квадрат), художник пришел почти случайно. В 1913-м году он работал над декорациями к опере «Победа над солнцем» и нарисовал инопланетное солнце, которое хотят победить местные жители будетляне, в форме черного квадрата. Человек давно пытается покорить природу, но это невозможно. Природу нужно осознать.
По Малевичу Природа – учитель человека, это «подлинность, совершающая бессмысленную работу своих проявлений без цели и разума». Для чего цветут цветы? Чтобы в один прекрасный день погибнуть? Чтобы стать чем-то большим? Нет, они просто цветут, потому что так устроена природа, жизнь – это процесс. Движение, которое и есть совершенство, к которому стремилось искусство всех времен.
Мои блуждания по «Черному квадрату», обозначенному камушками, тоже процесс. Моделирую все жизненные ситуации – раздумья, муки, радость, грусть. Бег переходит в мягкий шаг, потом в танец, потом в кружение. Это чистое бессмысленное, при этом обдуманное движение. По Малевичу. «Вихрь движения мысли – с быстротой молнии освещает мрак будущего, чтобы увидеть скрытые в нем практические выводы как ключи ответов», – писал он.
Полторы минуты – и дым иссяк. В финале я написала в воздухе – Малевич. Впрочем, вряд ли это будет понятно на видео. Обработка превращает белый дым в черный, а мою черную фигуру – в белую, почти абстрактную. Черный цвет здесь оживает, льется, струится, дышит, «работает» в пространстве. «Мысль создала практический предметный мир», – писал Малевич, так же было создано это посвящение, силой мысли. При этом «мысль же должна прийти и к беспредметному итогу, победив свой пустой бег сочинений», – писал Малевич следом, к этому и пришла наша акция. «Под Новым Искусством и нужно разуметь чистое безыдейное безпредметное действие», – еще писал Малевич. Следуя его идеям, почерпнутым в труде «Мир как беспредметность», у нас получился оживший черный квадрат. Где движение – в главной роли.