Спектакль пришелся к дате. 22 февраля 1979 года Довлатов навсегда переехал в США. Спустя 45 лет удивляешься тому, что жизнь почти не изменилась.
«Довлатов. P.P.S.» поставлен педагогом по сценической речи Аллой Зиминой на курсе худрука «Мастерской» Григория Козлова в РГИСИ. Его студенты, выпущенные в 2018 году, в учебных целях осваивали современную прозу на занятиях по сценоречи, позднее их этюды переросли в спектакль, пополнивший репертуар «Мастерской». Так что участвуют в нем только молодые артисты, а постановка не утратила студенческого духа.
Это история о Довлатове и его героях, удивительной жизни литературного текста, проникающего в реальность, невозможности освободиться от прошлого, куда бы ни забросила судьба. Как декларируют в «Мастерской», спектакль о тех, кто тебя окружает и принимает, и о тех, кто никогда не поймет. Перед его выходом актеры поучаствовали в фотосессии на улицах Петербурга, и черно-белые фотографии выглядят как раритеты прошлой эпохи, они с интонацией Довлатова.
Спектакль получился немного старомодным. Советские реалии пять лет назад казались молодым актерам экзотикой. Они не жили в стране пустых прилавков и коммунистической морали. Сегодня акценты сместились, и кое-что из прошлого становится понятнее. Сам Довлатов зримо и незримо присутствует в собственных новеллах, пытается опубликовать свои рассказы, натыкаясь на цензурные препоны, душевную невосприимчивость. В итоге он эмигрирует в США, навеки оставшись в своей прошлой жизни.
Актеры мгновенно перевоплощаются в разных персонажей или вдвоем-втроем играют одного героя. Довлатовых на сцене как минимум трое. Он выступает от первого лица. Глеб Савчук возвышается на сцене как колокольня. Он выше остальных. В белом свитере и пиджаке очень похож на Довлатова. В одном из интервью в пору выхода спектакля молодой актер удивлялся тому, как жили люди в СССР, как можно убить за пачку чая. Теперь разговоры героев о Кафке и Льве Толстом кажутся какими-то нереальными. Редко теперь услышишь споры о литературе, и не потому, что обсуждают повестку дня. Просто думают о материальном.
А на сцене — аскеза: напоминающий тумбу черный стол, стулья, три бумажные ленты свисают с колосников, словно папирус, со всплывающими рукописными названиями рассказов Довлатова. «Дорога в новую квартиру», «Когда-то мы жили в горах», «Шоферские перчатки», «Роль»... Красивые и стройные как тростинки девушки в черных платьях сменяют друг друга, но это не значит, что их героини непременно в черном. Не верь глазам своим. Из текста может следовать, что героиня в зеленом платье. Так что включаем воображение.
Пожалуй, лучшая новелла — «Встретились, поговорили», где неказистый молодой человек по фамилии Головкер (Никита Капралов), вечный объект насмешек, вдруг становится мужем красавицы Лизы (Дарья Соловьева), а потом обустраивается в Америке, возвращается на родину иностранцем, перед которым распахнуты все двери. Все так тонко сделано, и чувствуется невозможность вновь принять прошлую жизнь, но и отказаться от нее не получается.
В новелле «Когда-то мы жили в горах» герои говорят с армянским акцентом, ведь главный герой спектакля был наполовину армянин, наполовину еврей. Они вспоминают о прежней вольной жизни, где дышалось легко, не как в тесноте городов. Куда-то уходит дух свободы, и с этим приходится жить. В том же 2018-м, когда рождался спектакль, на Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма «Довлатов» Алексея Германа-младшего, которому пришлось ответить за современную Россию. Главную роль сыграл Милан Марич, которого нашли в Сербии. В России Довлатова не нашлось.